Центр по проведению судебных экспертиз и исследований
автономная некоммерческая организация
«Судебный Эксперт»
Автономная некоммерческая организация
«Судебный Эксперт»

Экспертиза плагиата (установление сходства или тождества двух произведений)

Экспертиза плагиата (установление сходства или тождества двух произведений) представляет собой исследование творческих произведений, предназначенное для выявления случаев преднамеренного копирования работ другого автора – полностью или частично. Явление плагиата возникает при копировании объектов, на которые распространяется понятие авторского права. Творческие произведения, не попадающие в данную категорию, не подлежат исследованию на предмет обнаружения в них фактов заимствований.

В наше время присутствие интернета в повседневной жизни превратило плагиат в серьезную, требующую немедленного решения проблему. Будучи однажды опубликованным в интернете, материал мгновенно становится всеобщим достоянием. Вследствие этого процедура соблюдения авторского права значительно затрудняется, а определить изначального автора подчас становится и вовсе невозможной задачей. Интернет и постепенное, медленное, но верное увеличение у населения навыков работы с компьютером является причиной того, что плагиат постепенно распространяется на все новые сферы человеческой деятельности. Плагиат на сегодняшний день стал огромной головной болью в искусстве, литературе, промышленности, в научной жизни и, особенно, в области образования.

Компьютерные технологии также стоят на страже соблюдения авторского права. Существует определенное количество программ, позволяющих определять наличие плагиата в произведении. Однако зачастую экспертиза плагиата (установления сходства или тождества двух произведений) является настолько сложной и нетривиальной задачей, требующей определенной степени искушенности в области культурологии, что работу эксперта ни в коей мере нельзя заменить компьютерным анализом.

Основные творческие произведения, относительно которых производится экспертиза плагиата (установление сходства или тождества двух произведений)

Следует отметить, что список всех объектов, подпадающих под действие закона, регламентирующего порядок и процедуру защиты авторских прав, не является жестко закрепленным в действующем законодательстве, так как со временем в ходе развития различных культурных могут образоваться новые, уникальные, формы творческого самовыражения. На сегодняшний день наиболее часто экспертиза плагиата (установление сходства или тождества двух произведений) осуществляется в отношении следующих произведений:

  • Литературные тексты любого объема и содержания.
  • Переводческие тексты (труд переводчика считается творческим, и, соответственно, перевод является самостоятельным авторским произведением).
  • Сборники художественных объектов (литературных, музыкальных, живописных и так далее).
  • Формулировки законодательных актов.
  • Музыкальные произведения (симфонии, песни, оперы, балеты, концерты, сюиты, оперетты и пр.), а также тексты и либретто к ним.
  • Научные работы.
  • Промышленные образцы.
  • Дизайнерские работы и продукты, являющиеся воплощением идей, отображенных в эскизах дизайнера.
  • Произведения изобразительного искусства (живопись, скульптура, графика, чертежи, иллюстрации, компьютерная графика и пр.).
  • Лекции, доклады и прочие устные произведения.

Экспертиза плагиата (установление сходства или тождества двух произведений) устанавливает исключительно сам факт его наличия в спорном произведении. Доказать умышленность заимствования – прерогатива судебных органов. Однако, суд в большинстве случаев при вынесении решения опирается на результаты назначенной экспертизы. Именно поэтому данное исследование является чрезвычайно популярным.

С точки зрения культурологической экспертизы по обнаружению плагиата, сам факт плагиата устанавливается в отношении заимствования формы отображения творческой идеи. Относительно содержания произведения установление факта плагиата не представляется возможным. Другими словами, одну и ту же историю можно отобразить совершенно различными способами – в прозе, в стихах, на картине или же отлить в бронзе. С точки зрения авторского права все получившиеся изложения будут самостоятельными произведениями, как, например. «Бородино» Лермонтова и диорама «Бородинское сражение» художника Рубо.

Критерии определения свершившихся фактов плагиата при исследовании спорного произведения

Современная культурологическая практика определяет четкие критерии, согласно котором определяется, присутствуют ли заимствованные фрагменты в спорном произведении. Выявление четких критериев необходимо, так как в столь неформализованной области, как искусство, подчас бывает чрезвычайно трудно определить первоначального автора и установить факт заимствования. Ровно по этой же причине огромное значение для получения достоверных и убедительных результатов исследования имеет квалификация и профессиональный опыт эксперта. Культурологи выделяют следующие критерии определения плагиата в спорном произведении:

  • Соответствие спорного фрагмента творческой манере автора, его гражданской позиции, эмоциональная вовлеченность автора.
  • Отсутствие четких и однозначных отсылок автора на источник цитирования.
  • Художественная обусловленность цитаты и соответствующее ее оформление.
  • Особенности использования специфических художественных приемов (научных методов).
  • Стиль оформления произведения.
  • Несоответствие художественных приемов и содержания спорного фрагмента произведения.
  • Дата публикации каждого их представленных спорных произведений.

Правовая база, согласно которой осуществляется производство культурологической экспертизы плагиата (установления сходства или тождества двух произведений)

Эксперт осуществляет проведение данного исследования, руководствуясь следующими положениями современного российского законодательства:

  • Статья 1257 Гражданского кодекса РФ, постулирующая понятие авторства произведения литературы, искусства или науки .
  • Федеральный закон № 5351-I, выпущенный 9.7.93 с последующими изменениями, внесенными 19.7.95 и 20.7.2004. Данный закон регламентирует понятия авторского права, плюс смежных с ним прав. Изменения, внесенные в июле 2004 года относительно так называемого права на сообщение данных широким массам населения, вступили в силу непосредственно с сентября 2006 года.
  • Закон, описывающий основные понятия в области информации, защиты информации и информационных технологий (№ 149-ФЗ, опубликованный 27.7.2006).
  • Часть 4 Гражданского кодекса РФ, посвященная описанию существующих в современной России прав на продукт своей интеллектуальной деятельности и, кроме того, на средства индивидуализации.

Вопросы, которые ставятся перед специалистом по производству экспертизы плагиата (установления сходства или тождества двух произведений)

При производстве данного исследования перечень вопросов определяется спецификой объекта, относительно которого оно осуществляется, его профильными особенностями, а также целями, которые преследует лицо, или организация, выступившие инициатором экспертизы. Конечный список вопросов утверждается в ходе предварительной консультации. Вопросы, наравне с целями исследования и поставленными перед экспертом задачами исследования, непременно вносятся в договор на проведение экспертизы, а ответы на них являются обязательной частью экспертного заключения.

  1. Имеются ли буквальные совпадения (фрагментарные или всего произведения) в представленных для исследования объектах?
  2. Является ли спорное произведение оригинальным или представляет собой измененную форму другого произведения?
  3. Если объект является переработкой другого произведения, то какого именно? Какова степень вхождения неизмененных фрагментов произведения-источника?
  4. Является ли данный промышленный образец оригинальным?
  5. Обнаружены ли признаки плагиата при исследовании данного объекта?
  6. Соответствует ли представленное для проведения экспертизы произведение творческой манере автора? Отражает ли оно его самобытность, оригинальность, уникальность средств выражения?
  7. Соответствует ли оформление присутствующей в произведении цитаты действующим правилам современного языка?
  8. Является ли произведение результатом плагиата или же это пародия?
  9. Есть ли факты прямого заимствования в представленном для исследования музыкальном произведении?
  10. Является ли исследуемое либретто оригинальным? Обнаружены ли в нем фрагменты, полностью совпадающие с иным произведением?

Стоимость и сроки

Эксперты

Обращаем ваше внимание на то, что перечень экспертов, представленный на сайте, не является полным списком наших специалистов, а составляет лишь некоторую его часть. Для получения информации о подробном перечне доступных экспертов свяжитесь с нами
У вас остались вопросы?
Свяжитесь с нами, и мы вам поможем!