Центр по проведению судебных экспертиз и исследований
автономная некоммерческая организация
«Судебный Эксперт»
Автономная некоммерческая организация
«Судебный Эксперт»

Искусствоведческие экспертизы

Посредством искусствоведческих экспертиз устанавливается ценность исследуемых объектов – культурная или историческая. Объектами искусствоведческих экспертиз могут выступать документы, произведения искусства, оружие, предметы быта, литературные и музыкальные произведения, коллекционируемые предметы и многие другие, подчас весьма неожиданные. Основной признак объекта искусствоведческой экспертизы – потенциальная его ценность с точки зрения культуры, искусства или исторической перспективы.

Не смотря на необъятную ширину исследуемого поля, в области искусствоведческих экспертиз к проведению исследования целесообразно приглашать узких специалистов, искушенных в той или иной отрасли знания. Например, специалиста по огнестрельному оружию начала XIX века или эксперта, досконально знающего живопись определенного художника. Такая тактика позволяет значительно повысить достоверность экспертного заключения.

Искусствоведческие экспертизы имеют продолжительную и богатейшую историю существования. При этом зачастую подобные исследования приобретают резонансное значение. Стоимость подлинных произведений искусства настолько велика, что искушение заработать в этой области регулярно поставляет на художественный рынок множество поддельных культурных объектов. Технологии подделки развиваются вместе с достижениями науки. Однако, и экспертная методология регулярно обновляется. Эти своеобразные кошки-мышки в области художественных произведений в значительной степени влияют на скорость развития экспертных умений. Современный профессионал в области искусствоведческих экспертиз регулярно повышает уровень своей квалификации, а также является завсегдатаем профильных семинаров и конференций – либо в роли слушателя, либо в роли докладчика. И все же, несмотря на обилие современных технических методов исследования предметов искусства, решающее слово всегда остается за экспертом, за его профессиональными знаниями, опытом и даже интуицией. Зачастую истинность экспертного заключения во многом обусловливается репутацией выдавшего его эксперта или экспертного бюро.

Искусствоведческие экспертизы по своему значению разнятся от самых камерных, о результатах которых знает лишь владелец исследованного объекта, до самых громких, роль которых оценивается в государственном масштабе. Громкие экспертизы всегда связаны с хищением произведений искусства из государственных галерей и музеев, а также с возвращением культурных объектов на историческую родину. Большой резонанс в обществе также вызывают искусствоведческие экспертизы, присваивающие (или исключающие) статус объекта, представляющего собой часть культурного наследия государства.

Основные направления искусствоведческих экспертиз

Множество искусствоведческих экспертиз весьма обширно. Вследствие чего была произведена классификация исследований в зависимости от их целей и классов анализируемых объектов. Все проводимые искусствоведческие экспертизы разделяются по следующим направлениям:

  • Искусствоведческая экспертиза. Исследования данного направления, в свою очередь, делятся на атрибуцию произведения искусства и непосредственно искусствоведческие исследования. Атрибуция исследует произведение искусства, устанавливает автора и различные характеристики, выполняет классификационную работу и исчисляет актуальную рыночную стоимость объекта. Экспертиза же направлена на определение подлинности исследуемого произведения искусства. В отдельных случаях результаты искусствоведческой экспертизы могут подтвердить или опровергнуть полученные в результате осуществленной атрибуции результаты. Подлинность произведения искусства в плане ценообразования зачастую значительно преобладает над его художественной ценностью.
  • Историко-культурная экспертиза. Данное исследование определяет статус объекта культурного наследия, его результаты позволяют включить культурный объект в перечень объектов культурного наследия или же вычеркнуть из него. Исследование также анализирует проекты организации зон культурного наследия. Вопрос включения объекта в реестр решается по результатам данной экспертизы. Исследование производится по инициативе заказчика (частного или юридического лица), органов местного самоуправления или государственных институтов.
  • Культурологическая экспертиза. Все виды данной группы искусствоведческих экспертиз предназначены для определения особых качеств, характерных свойств и функций культурных объектов. В эту группу входят широко обсуждаемые в прессе, различных социальных группах и экспертных сообществах исследования, как, например, экспертиза порнографии. К этой группе также относятся исследования по выявлению признаков плагиата в произведении и по установлению авторского характера исследуемого произведения.

Необходимость осуществления того или иного вида искусствоведческих экспертиз можно определить в ходе предварительной консультации со специалистом в данной области.

Классы объектов, в отношении которых производятся различные виды искусствоведческих экспертиз

Следует понимать, что в настоящее время постоянно появляются новые классы объектов искусствоведческих экспертиз, вследствие чего составление полного их перечня не представляется возможным. Тем не менее, можно выделить традиционные группы предметов, в отношении которых производится исследование:

  • Произведения изобразительного искусства. В этот класс включены живописные полотна, иконы, скульптуры, гравюры, фрески, мозаики, рисунки и прочие объекты. Сюда также относятся предметы декоративно-прикладного искусства (оружие, шкатулки, фарфор, вазы, статуэтки, игрушки и пр.) и ювелирные украшения.
  • Архитектурные объекты, к которым относятся оригинальные авторские здания, мосты, исторические сооружения, триумфальные арки, памятники, башни, дворцы, крепости и многое другое.
  • Музыкальные произведения – авторские, народные, современные и классические. В эту группу в том числе включаются музыкальные произведения, написанные для театральных спектаклей, кинофильмов, анимационных фильмов и радиопостановок.
  • Произведения литературы. Исследуются прозаические и поэтические произведения, либретто к балетам и опере, личные переписки, дневниковые записи и пр. Ценность также представляют автографы авторов или исторических личностей – например, страница текста, написанная Наполеоном, Чайковским или Буниным.
  • Фотографические материалы и видеозаписи. К этой группе можно отнести негативы, фотографические оттиски, исторические киноматериалы и современная цифровая фотография.
  • Антиквариат. Предметы быта, изготовленные много лет назад. Кроме того, исследование может быть проведено в отношении предмета, не представляющего культурной ценности, но обладающего высокой исторической ценностью.
  • Эротические и/или порнографические материалы, в том числе спорные.

Правовые аспекты производства искусствоведческих экспертиз

Если искусствоведческие экспертизы не связаны с судебными разбирательствами, а производятся по инициативе владельцев, то эксперт руководствуется положениями Уголовного кодекса, налагающими на эксперта ответственность за формулируемое им экспертное заключение.

Если же искусствоведческие экспертизы осуществляются по инициативе судебных или следственных органов, то эксперт опирается на положения Уголовного кодекса, регламентирующие степень наказания за соответствующие преступления. Например, ответственность за несоблюдение авторских или смежных прав, предписывается статьей 146. А статья 190 устанавливает степень наказания в тех случаях, когда объекты археологического, исторического или культурного достояния не были возвращены на территорию нашей страны в установленный срок.

Стоимость и сроки

Эксперты

Обращаем ваше внимание на то, что перечень экспертов, представленный на сайте, не является полным списком наших специалистов, а составляет лишь некоторую его часть. Для получения информации о подробном перечне доступных экспертов свяжитесь с нами
У вас остались вопросы?
Свяжитесь с нами, и мы вам поможем!