Центр по проведению судебных экспертиз и исследований
автономная некоммерческая организация
«Судебный Эксперт»
Автономная некоммерческая организация
«Судебный Эксперт»

Выявление функций изобразительных, музыкальных и других компонентов, использующихся в СМИ и прочих видах коммуникации

Современное сообщение, размещаемое в средствах массовой информации, представляет собой так называемый креолизованный, или смешанный, текст. Это значит, что информация, которую воспринимает потребитель данного текста, заключается не только в вербальном компоненте сообщения, но и в невербальной его части. В печатных СМИ креолизованные сообщения состоят из текста и изображения. Для более точного и естественного восприятия читателем данного сообщения смысловая нагрузка распределена между его компонентами таким образом, чтобы они дополняли друг друга. В качестве изображения в сообщении могут использоваться фотографии, рисунки, символические и иконические изображения, схемы, чертежи, таблицы, диаграммы и так далее.

Когда в сообщении, размещаемом в СМИ, изображения носят факультативный характер, то есть лишь помогают воспринимать вербальный текст, то говорят о сообщении с неполной креолизацией. Если же в сообщении лексическая часть полностью зависит от изображения, следует за ним, а само изображение носит характер обязательного элемента текста, то такие сообщения называют полностью креолизованными. Яркий пример полностью креолизованного текста – печатное рекламное сообщение. Подобные сообщения также характерны для научной литературы.

Помимо печатных сообщений, современные средства массовой информации, особенно такие, как телевидение и интернет, могут включать в свои креолизованные сообщения музыкальные компоненты, видеоряд, анимированные изображения, фотопрезентации и так далее. Текстовая часть подобного креолизованного сообщения может быть представлена в виде звучащей за кадром речи, субтитров, ярких стилизованных надписей и другими способами. Текст, передаваемый голосом или стилизованными буквами, или еще каким-то непривычным способом, воспринимается в совокупности с тембром говорящего, его эмоциональным состоянием, с особенностями визуального отображения и другими специфическими характеристиками.

Отдельного внимания требует звучащая в сообщении музыка. Многократные исследования раз за разом подтверждают влияние музыки на эмоциональное состояние реципиента. Музыкальное сопровождение креолизованного сообщения может кардинально менять его содержание.

Следует отметить, что современные креолизованные сообщения в результате компоновки различных составляющих подчас приобретают некий новый смысл, не равный сумме смыслов его отдельных частей. С этим явлением хорошо знакомы режиссеры монтажа, пользующиеся приемами, в результате которых мозг зрителя домысливает некое сообщение, буквально в видеоряде не содержащееся. Для выявления подобных скрытых смыслов, а также для исключения информации, которую создатели сообщения не хотели бы вносить в него, прибегают к проведению экспертизы по выявлению функций изобразительных, музыкальных и других компонентов, использующихся в СМИ и прочих видах коммуникации. С помощью данного исследования также можно оценить культурную ценность созданного креолизованного сообщения.

Выявление функций изобразительных, музыкальных и других компонентов, использующихся в СМИ и прочих видах коммуникации, используется для исследования роли, которую играет каждая из составляющих современного креолизованного сообщения. Данное исследование производится для установления степени эффективности рекламного или агитационного сообщения, для выявления скрытых призывов к экстремистской деятельности, разжиганию межнациональной розни и так далее. В ходе анализа определяется влияние креолизованного сообщения на настроение воспринимающих его лиц, на их убеждения и даже на волевые качества. К выявлению функций изобразительных, музыкальных и других компонентов, использующихся в СМИ и других видах коммуникации, прибегают в случаях, когда есть подозрения на то, что в тексте содержится некий подтекст, влияющий на подсознание, заставляющий слушателей совершать некие поступки, но не заметный невооруженным глазом.

Основные задачи экспертизы по выявлению функций изобразительных, музыкальных и других компонентов, использующихся в СМИ и прочих видах коммуникации

Подобное исследование применяется в различных ситуациях, когда необходимо исследовать значение того или иного компонента креолизованного сообщения. Выявление функций изобразительных, музыкальных и других компонентов, использующихся в СМИ и прочих видах коммуникации, решает следующие задачи, поставленные перед экспертом:

  • Определение роли изображения в креолизованном сообщении.
  • Выявление распределения смысловой нагрузки между различными составляющими частями креолизованного текста.
  • Анализ сообщения с целью определения в нем скрытого подтекста.
  • Оценка влияния музыкального компонента сообщения на настроение лиц, воспринимающих данный текст.
  • Оценка изменения восприятия целевой аудиторией искомого креолизованного сообщения при замене отдельных его частей. Например, исследование может оценить, какое из отобранных сообщений наилучшим образом отображает (или дополняет) лексическую компоненту сообщения.
  • Выявление в сообщении, транслирующемся в СМИ, скрытого призыва к разжиганию межнациональной розни, экстремистских сообщений и других неявно определяющихся элементов подобного толка.
  • Установление компонентов сообщения, унижающих деловую репутацию, достоинство или честь граждан.
  • Выявление в креолизованном сообщении фрагментов, оскорбляющих отдельные группы населения (представителей национальных меньшинств, последователей определенных религиозных течений и так далее).
  • Определение фактов содержания в транслирующемся посредством СМИ сообщении компонентов, которые можно охарактеризовать как клеветнические.

Правовые основы проведения экспертизы по выявлению функций изобразительных, музыкальных и других компонентов, использующихся в СМИ и прочих видах коммуникации

Сообщения, публикуемые в различных СМИ и прочих видах коммуникации, должны удовлетворять требованиям положений актуального законодательства Российской Федерации.

Статья 4 Закона, регулирующего деятельность средств массовой информации, к которым относят телевидение и интернет, гласит, что недопустимо размещать в СМИ сообщения, призывающие к разжиганию социальной или национальной нетерпимости.

Статья 29 Конституции РФ однозначно запрещает агитацию или пропаганду нетерпимости и ненависти по социальным, расовым, национальным или религиозным причинам. Эта же статья говорит о недопустимости заявлений, содержащих сообщения о превосходстве одной национальности (религии, языка) над другой.

Меры противодействия любым видам экстремистской деятельности зафиксированы в Федеральном законе № 114-ФЗ, опубликованном 25 июля 2002 года.

Статья 21, а также статья 23 Конституции Российской Федерации, отражающие позицию государства относительно клеветы, заключающейся в сообщениях, размещенных в СМИ, и включенной в публичные заявления.

Пункт 1 статьи 128 Уголовного кодекса РФ, предусматривающий меру наказания по делам, связанным с клеветническими сообщениями.

Вопросы, которые задаются специалисту, осуществляющему экспертизу по выявлению функций изобразительных, музыкальных и других компонентов, использующихся в СМИ и прочих видах коммуникации

  1. Каковы функции размещенного в сообщении изображения?
  2. Отражает ли размещенное изображение смысл сопровождающего его текста?
  3. Содержит ли какой-либо из компонентов исследуемого сообщения экстремистские призывы?
  4. Обнаружены ли в какой-либо части сообщения признаки клеветы?
  5. Какую функцию выполняет музыкальный фрагмент, сопровождающий сообщение (рекламный или агитационный ролик)?
  6. Содержат ли компоненты креолизованного сообщения, представленного для проведения исследования, компоненты, оскорбляющие какие-либо группы населения?
  7. Содержит ли лексический компонент сообщения скрытый подтекст?
  8. Как именно влияет на восприятие креолизованного сообщения сопровождающая его музыкальная фонограмма?
  9. Какие образы и ассоциации у потребителя сообщения вызывает содержащийся в сообщении визуальный ряд?
  10. Какова функция видеоряда в сообщении?
  11. Какова функция текстового фрагмента, сопровождающего креолизованное сообщение?

Стоимость и сроки

Эксперты

Обращаем ваше внимание на то, что перечень экспертов, представленный на сайте, не является полным списком наших специалистов, а составляет лишь некоторую его часть. Для получения информации о подробном перечне доступных экспертов свяжитесь с нами
У вас остались вопросы?
Свяжитесь с нами, и мы вам поможем!