Центр по проведению судебных экспертиз и исследований
автономная некоммерческая организация
«Судебный Эксперт»
Автономная некоммерческая организация
«Судебный Эксперт»

Культурный уровень

11 ноября 2015
Одними из наиболее интересных задач, решаемых в АНО «Судебный эксперт», являются задачи в области автороведческой экспертизы. Лицо Н. направило запрос на проведение автороведческого исследования, предоставило в распоряжение эксперта протоколы допроса несовершеннолетнего М. и поставило перед экспертом вопрос: «Соответствуют ли индивидуальные признаки письменной речи возрасту, а также культурному и образовательному уровню допрашиваемого лица — несовершеннолетнего М.?».
Культурный уровень

Для ответа на поставленный вопрос эксперт использовал методы анализа лексического, стилистического, синтаксического, дискурсивного, орфографического и пунктуационного уровней письменной речи, а также выявлял индивидуально-речевые особенности автора представленных текстов протоколов допросов несовершеннолетнего потерпевшего М. В представленных на изучение текстах были выявлены следующие особенности.

  1. На лексико-стилистическом уровне: использование лексики, характерной для книжной речи; производных предлогов, клишированных фраз, глагольных словосочетаний, характерных для официально-делового стиля; использование аббревиатур; слов, словосочетаний, характерных для разговорного стиля; использование анафорического местоимения «этот», отсылающего к содержанию предшествующей части в целом либо к отдельным элементам содержания. В текстах отсутствовали ошибки в употреблении многозначных слов и синонимов, нарушения лексической сочетаемости. Нарушения орфографических норм также отсутствовали, однако наблюдались единичные опечатки.
  2. На грамматическом уровне: преобладание двусоставных распространенных предложений, осложнение предложений однородными членами, причастными и деепричастными оборотами, одиночными деепричастиями, преобладание сложноподчиненных предложений с изъяснительными придаточными и придаточными времени, сложных предложений с последовательным подчинением придаточных частей, сложных предложений с сочинительной и подчинительной связью, бессоюзных сложных предложений. Для текстов были характерны прямой порядок слов в составном сказуемом, прямой порядок слов в предложении, предшествование придаточной части главной в сложном предложении. Предложения в текстах связывались с помощью анафорических местоимений, лексических повторов (цепная связь). В анализируемых текстах соблюдались основные пунктуационные нормы, однако отмечались отдельные случаи нарушения: обособление деепричастного оборота, приложения, отсутствие запятой при однородных сказуемых, на стыке двух подчинительных союзов, ошибки при оформлении прямой речи, отсутствие запятой перед подчинительным/сочинительным союзом, связывающим части сложноподчиненного/сложносочиненного предложения, разделение запятой однородных придаточных в сложноподчиненном предложении. В текстах также наблюдались случаи нарушения управления в словосочетаниях.
  3. На уровне программирования высказывания: построение текстов осуществлялось в соответствии с типом речи — повествованием (перечисление фактов, событий в хронологической последовательности, установление причинно-следственных связей). Тексты характеризовались смысловой цельностью, речевой связностью, последовательностью, конкретностью изложения (употребление лексики с конкретным значением, наличие синтаксических средств связности, логичности). В рассматриваемых текстах использованы точные наименования объектов, присутствуют указания на точное время и дату. Эксперт отметил, что выделенные особенности представленных на исследование текстов свидетельствуют о высоком культурном и образовательном уровне автора/авторов. Автор владел официально-деловым стилем: 1) строил текст в соответствии с жанром протокола допроса; 2) использовал соответствующие языковые средства на лексическом и грамматическом уровнях. Автор имел сформированную языковую и речевую компетенцию: 1) строил текст, соблюдая основные нормы современного русского языка (лексические, синтаксические, стилистические, орфографические, пунктуационные нормы); 2) соблюдал основные текстовые нормы (логичность, связность). Исходя из этого эксперт пришел к выводу, что установленные особенности исследуемых текстов не соответствуют культурному и образовательному уровню несовершеннолетнего лица, обучающегося в начальной школе.

Таким образом, в ходе анализа тестов было установлено, что установленные особенности исследуемых текстов протокола допроса несовершеннолетнего потерпевшего М. не соответствуют культурному и образовательному уровню несовершеннолетнего лица, обучающегося в начальной школе.

Кейс связан со следующими видами экспертиз:

Смотрите также:

Профессиональное заболевание
Профессиональное заболевание
В АНО «Судебный эксперт» поступает множество запросов на проведение медицинских исследований. С одним из таких запросов к нам обратился машинист земснаряда, он долгое время работал на производстве, в результате чего у него возникли проблемы со слухом и вибрационная болезнь. В настоящее время проводится судебное разбирательство с целью выяснения причин возникшего заболевания. Заказчику было необходимо экспертное заключение о том, является ли двухсторонняя нейросенсорная тугоухость и вибрационно-холодовая болезнь гражданина А. профессиональными заболеваниями.
Смерть в стоматологическом кресле
Смерть в стоматологическом кресле
В АНО «Судебный эксперт» поступает множество запросов на проведение медицинских исследований. С одним из таких запросов к нам обратился гражданин В., но ему требовалось не само исследование, а рецензия на экспертное заключение. Заказчик является работником стоматологической клиники «Медгард», в августе 2014 года у него умер пациент после выхода из трехчасового наркоза.
Звуковые следы
Звуковые следы
С развитием техники и средств аудиозаписи одним из распространенных запросов, поступающих на разрешение экспертам в АНО «Судебный эксперт», является установление принадлежности голоса, зафиксированного на аудиозаписи, определенному лицу. Подобные задачи решают специалисты в области фоноскопических экспертиз. На экспертизу были представлены спорные фонограммы и диски с зафиксированными на них образцами речи и голоса лиц П. и К.
Культурное наследие?
Культурное наследие?
Историко-культурная экспертиза проводится с целью выяснить, является ли тот или иной объект частью культурного наследия Российской Федерации. Экспертам АНО «Судебный эксперт» предстояло определить культурную ценность «Дома наследников М.» города С.
Не украл, а нашел – в чужой клети
Не украл, а нашел – в чужой клети
Специалистам АНО «Судебный эксперт» была предоставлена диссертация А. на соискание докторской степени. Работа А. содержала исследование изменчивости религиозных практик. Экспертам предстояло выяснить, содержит ли текст диссертации признаки присвоения А. результатов чужой интеллектуальной собственности, нарушает ли А. законодательные требования, предъявляемые к присуждению ученых степеней.
Все тайное рано или поздно становится явным
Все тайное рано или поздно становится явным
В АНО «Судебный эксперт» поступил запрос от К. на проведение комплексного исследования почерка и установления давности выполнения документа. На исследование было представлено 9 документов, выполненных комбинированным способом: одни реквизиты были выполнены рукописным способом, другие – с помощью знакопечатающего устройства, кроме этого на исследование были представлены образцы рукописного текста предполагаемого исполнителя.
Лишних исследований не бывает
Лишних исследований не бывает
В АНО «Судебный Эксперт» обратился К., с запросом на проведение почерковедческого исследования. Из объяснений К. следовало, что некий Н. обратился в суд с требованием выселить отца К. из квартиры, ссылаясь на документы, которые якобы подтверждали тот факт, что отец К. продал ему свою квартиру. В качестве доказательства своей правоты был представлен документ – договор купли-продажи на данную квартиру.
У вас остались вопросы?
Свяжитесь с нами, и мы вам поможем!