Центр по проведению судебных экспертиз и исследований
автономная некоммерческая организация
«Судебный Эксперт»
Автономная некоммерческая организация
«Судебный Эксперт»

Экспертиза документов, обосновывающих включение объектов культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия или исключение из него.

Стоимость от 300 000 ₽

Единый государственный реестр включает в себя все памятники, ансамбли, достопримечательные места и иные предметы, признанные культурным наследием Российской Федерации. В настоящее время реестр состоит примерно из 140 тысяч объектов, 25 тысяч из которых – памятники истории и культуры федерального значения, остальные – памятники истории и культуры регионального и местного (муниципального) значения.

Основанием для включения в реестр, а также определения той или иной категории в нем, являются документы, сопровождающие предполагаемый объект культурного наследия РФ.  С помощью экспертизы этих документов устанавливается, имеет ли искомый объект культурно-историческую ценность для РФ или нет.

Экспертиза документов, обосновывающих включение объектов культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия или исключение из него, проводится в рамках историко-культурной экспертизы.

Задачи, которые решает экспертиза

Экспертиза документов определяет:

  • Является ли исследуемый объект предметом культурного наследия РФ. Соответственно, подлежит ли он включению в единый государственный реестр объектов культурного наследия, или, наоборот, исключению из него.
  • Имеет ли исследуемый объект федеральное, региональное или муниципальное значение.
  • Является ли он культурной ценностью только в РФ или относится к мировому культурному наследию.

В зависимости от ответов на эти вопросы, решаются различные задачи заказчика, такие, как:

  • Определения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия;
  • Обоснования изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия, исключения объекта культурного наследия из реестра;
  • Определения соответствия проектов зон охраны объекта культурного наследия, градостроительных регламентов требованиям государственной охраны объекта культурного наследия;

Для заказчика, который планирует изменение или реставрацию объекта, а также земельных и водных участков, на территории которых находится объект, важно, включен ли этот объект в реестр культурного наследия или нет. Если объект в реестре, любое изменение его и/или участка, на котором он находится, нужно согласовывать с органами исполнительной власти. Если объект не включен в реестр, владелец может поступать с ним по своему усмотрению.

Исследуемые объекты

  • Материалы, содержащие информацию о ценности объекта с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры;
  • Фотографические изображения объекта на момент заключения договора на проведение экспертизы;
  • Проекты зон охраны объекта культурного наследия;
  • Копии паспорта объекта культурного наследия;
  • Копии охранного обязательства собственника объекта культурного наследия или пользователя указанного объекта (охранно-арендного договора, охранного договора);
  • Копии решения органа государственной власти о включении объекта культурного наследия в реестр;
  • Копии решения органа государственной власти об утверждении границ территории объекта культурного наследия и правового режима земельных участков в указанных границах;
  • Историко-культурный опорный план или его фрагмент для объектов недвижимости и зон охраны объектов культурного наследия, расположенных в границах исторического поселения;
  • Историко-культурный опорный план или его фрагмент либо иные документы и материалы, в которых обосновывается предлагаемая граница историко-культурного заповедника;
  • Проектная документация на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия;
  • Документы, обосновывающие воссоздание утраченного объекта культурного наследия;
  • Копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на объект культурного наследия и (или) земельные участки в границах его территории;
  • Выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, содержащей сведения о зарегистрированных правах на объект культурного наследия и (или) земельные участки в границах его территории;
  • Сведения об объекте культурного наследия и о земельных участках в границах его территории, внесенных в государственный кадастр недвижимости (копии соответствующих кадастровых выписок, паспортов, планов территории и справок);
  • Копии технического паспорта на объект культурного наследия и (или) его поэтажного плана с указанием размеров и приведением экспликации помещений, выдаваемых организациями, осуществляющими государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию объектов капитального строительства;
  • Копии акта (актов) органа государственной власти об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон;
  • Сведения о зонах охраны объекта культурного наследия и объектах недвижимости в границах указанных зон, внесенных в государственный кадастр недвижимости (копий соответствующих кадастровых выписок, паспортов, планов территории и справок);
  • Схемы расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий;
  • Копии градостроительного плана земельного участка, на котором предполагается проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ;
  • Сведения о прекращении существования утраченного объекта культурного наследия, внесенных в государственный кадастр недвижимости, а также акта обследования, составленного при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о снятии с учета объекта недвижимости, являющегося объектом культурного наследия.

Методы исследования

Для принятия решения о включении объекта в реестр или исключение его оттуда, необходим комплексный анализ всех имеющихся документов. Для этого нужно, в первую очередь, обладать глубокими знаниями в области исследований, поэтому к лицам, проводящим экспертизу, предъявляются особые требования.

Это может быть физическое лицо или лица (экспертная комиссия), имеющие:

  • Высшее и (или) послевузовское профессиональное образование по направлению (специальности), соответствующему профилю экспертной деятельности (в исключительных случаях допускается среднее профессиональное или дополнительное образование по профилю экспертной деятельности);
  • Предшествующий стаж практической работы по профилю экспертной деятельности не менее 10 лет;
  • Знание международных актов и законодательства Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
  • Умение проводить необходимые исследования, оформлять по их результатам соответствующие документы и заключения экспертизы;

Либо юридическое лицо (лица), в которых работают минимум три физических лица, отвечающих вышеуказанным требованиям.

Помимо изучения и анализа содержания документов, в необходимых случаях проводится экспертиза их подлинности.

Правовые аспекты

Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и государственный учет объектов, представляющих историко-культурную ценность, регулируется статьей 4 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Глава устанавливает нормы в следующих областях:

  • 15. Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации
  • 16. Формирование реестра
  • 17. Документы, представляемые в орган государственной власти для принятия решения о включении объекта культурного наследия в реестр
  • 18. Порядок включения объектов культурного наследия в реестр
  • 19. Сроки принятия решения о включении объекта культурного наследия в реестр
  • 20. Ведение реестра
  • 21. Паспорт объекта культурного наследия
  • 22. Порядок изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия
  • 23. Исключение объекта культурного наследия из реестра
  • 24. Особо ценные объекты культурного наследия народов Российской Федерации
  • 25. Основания для включения объекта культурного наследия в Список всемирного наследия и порядок представления соответствующей документации
  • 26. Право на пользование информацией об объекте культурного наследия
  • 27. Информационные надписи и обозначения на объектах культурного наследия

Порядок проведения государственной историко-культурной экспертизы, которая включает в себя экспертизу документов, устанавливает постановление Правительства РФ от 15 июля 2009 г. N 569.

Список документы, на основании которых принимается решение о включении объекта в единый государственный реестр объектов культурного наследия или исключении из него, изложен в главе 16 настоящего Постановления.

Вопросы, которые стоит задать эксперту

  • Являются ли исследуемые документы достаточным основанием для включения объекта в реестр культурных ценностей РФ?
  • Являются ли основанием для исключения объекта из реестра?
  • На основании документов, к какой категории можно отнести объект: имеющий федеральную, региональную, муниципальную ценность?
  • Содержатся ли в исследуемых документах основания для отнесения объекта к особо ценным для РФ?

Проведение экспертизы по уголовному делу

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. N 28 "О судебной экспертизе по уголовным делам" экспертиза по уголовному делу может быть проведена либо государственным экспертным учреждением, либо некоммерческой организацией, созданной в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "О некоммерческих организациях", осуществляющих судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами.

Коммерческие организации и лаборатории, индивидуальные предприниматели, образовательные учреждения не имеют права проводить экспертизу по уголовному делу, ровно как и некоммерческие организации, для которых экспертная деятельность не является уставной. Экспертиза, подготовленная указанными организациями в рамках уголовного процесса, может быть признана недопустимым доказательством, т.е. доказательством, полученным с нарушением требований процессуального закона.

Недопустимые доказательства не могут использоваться в процессе доказывания, в том числе, исследоваться или оглашаться в судебном заседании, и подлежат исключению из материалов уголовного дела.

Так как АНО "Судебный эксперт" является автономной некоммерческой организацией, а проведение судебных экспертиз является её основной уставной деятельностью (см. раздел "Документы организации"), то она имеет право проводить экспертизы в том числе и по уголовным делам.

Стоимость и сроки

  • Судебная экспертиза

    от 300 000 ₽
    точная стоимость будет определена после ознакомления с объектом исследования
    от 10 рабочих дней
    Судебная экспертиза проводится по определению суда. Для назначения экспертизы в нашу организацию необходимо подать ходатайство о назначении экспертизы и приложить к нему информационное письмо с указанием реквизитов организации, возможности выполнения экспертизы по поставленным вопросам, стоимость и срок проведения исследования, а также кандидатуры экспертов с указанием их образования и опыта работы. Данное письмо должно быть заверено печатью организации и подписью ее руководителя.

    Наши специалисты подготавливают информационное письмо в течение одного рабочего дня, после чего мы высылаем его скан-копию по электронной почте. Также, при необходимости, оригинал письма можно забрать в офисе нашей организации. Как правило, в суде не требуется оригинал информационного письма, достаточно представить его копию.

    Услуга по составлению информационного письма предоставляется бесплатно.

Примеры проведённых экспертиз

Обращаем ваше внимание на то, что перечень исследований, представленный на сайте, составляет лишь малую часть проведенных нами экспертиз и публикуется только для демонстрации наших возможностей и наличия опыта участия в судебных делах разной юрисдикции и разного масштаба. Большую часть наших работ мы не имеем право публиковать по причине конфиденциальности содержащихся в них данных. Для получения информации о возможностях проведения требуемой вам экспертизы свяжитесь с нами.

Чаcтые вопросы

  • Мы решили утеплить балкон и выложить его кирпичом. Наша соседка возмутилась и сказала, что мы делаем это незаконно и что якобы на это нужно разрешение архитектора. Наша квартира приватизирована. Неужели и правда нам придется у кого-то спрашивать разрешение?

    Балкон входит в состав общего имущества. Поэтому любые переделки должны быть согласованы со всеми собственниками многоквартирного дома. Заключение архитектора (проект) тоже необходимо, ведь Ваши надстройки могут угрожать целостности всего здания. Затем это необходимо утвердить в комиссии по переустройству в органе местного самоуправления. В противном случае это будет являться самовольной постройкой, которая, по решению суда, будет подлежать сносу за счет лица, ее. Также в случае ухудшения состояния целостности здания могут быть  взысканы необходимые средства для восстановления его целевого назначения - безопасного проживания граждан. Таким образом, чтобы Вам не рисковать и чтобы в будущем Вам не пришлось сносить построенные изменения, советуем обратиться в наш Центр для проведения независимой экспертизы.

У вас остались вопросы?
Свяжитесь с нами, и мы вам поможем!