Центр по проведению судебных экспертиз и исследований
автономная некоммерческая организация
«Судебный Эксперт»
Автономная некоммерческая организация
«Судебный Эксперт»
Ваш регион: Россия
8 (800) 333-24-09

Лингвистическая экспертиза

Лингвистическая экспертиза — род судебных экспертиз, направленных на установление обстоятельств (фактов) путем исследования продуктов речевой деятельности:

  • газетных, журнальных и электронных публикаций, книг;
  • рекламных сообщений, листовок;
  • письменных выступлений, заявлений, обращений;
  • устных высказываний и разговоров;
  • продуктов Интернет-коммуникации (форумов, блогов);
  • текстов документов, нормативных актов;
  • товарных знаков, доменных имен, фирменных наименований;
  • и других продуктов речевой деятельности.

Случаи, в которых необходима помощь лингвиста-эксперта:

  • при установлении обстоятельств, связанных с унижением чести, достоинства и деловой репутации;
  • при установлении обстоятельств, связанных с экстремистской деятельностью;
  • для установления степени сходства товарных знаков, доменных имен, фирменных наименований и других объектов интеллектуальной собственности и авторских прав;
  • при установлении обстоятельств, связанных с нарушением авторских прав (плагиатом);
  • при установлении обстоятельств, связанных с функционированием рекламной продукции;
  • для установления смыслового содержания текстов документов, нормативных актов, договоров и т.д.;
  • для выявления завуалированной информации в устных разговорах и письменных текстах;
  • при установлении обстоятельств, связанных с угрозой или вымогательством;
  • в других ситуациях, требующих специализированных познаний лингвиста.
ВАЖНО
В некоторых экспертных ситуациях для всестороннего исследования объекта необходимо привлечение специалистов из других областей (психолог, культуролог, политолог, историк и др.). В таких случаях проводится комплексная лингвистическая экспертиза.

Какие материалы необходимо предоставить для производства лингвистической экспертизы?

Для проведения лингвистической экспертизы необходимы спорный текст или высказывание, а также сведения о речевой ситуации (о месте, времени, участниках и обстоятельствах, в которых спорный текст или высказывание были предъявлены). В случае если объектом экспертизы является устное высказывание или выступление, лингвисту-эксперту предоставляется аудиозапись разговора (при ее наличии) либо зафиксированный на бумаге (участниками или свидетелями речевой ситуации) текст спорного высказывания.

Какие вопросы ставятся перед лингвистом-экспертом?

При установлении обстоятельств, связанных с унижением чести, достоинства и деловой репутации:

  1. Содержится ли в тексте публикации «...» (указать название) негатив­ная информация о конкретном лице … (указать ФИО)?
  2. Если негативная информация содержится, то в какой форме она выражена: утверждения о фактах, которое можно проверить на соответствие действительности, или оценочного суждения, предположения, вопроса?
  3. Какова коммуникативная направленность текста?
  4. Построен ли текст в соответствии с речевой стратегией дискредитации?
  5. Носит ли текст публичный характер?

При установлении обстоятельств, связанных с экстремистской деятельностью:

  1. Содержится ли в тексте (листовке, выступлении и т.д.) негативная информация о группе лиц, объединенных по национальному, расовому, религиозному признаку? О каких именно группах лиц идет речь?
  2. Содержатся ли в тексте (листовке, выступлении и т.д.) высказывания оскорбительного характера по отноше­нию к лицам какой-либо национальности, конфессиональной или социальной группы? Адресованы ли данные высказывания отдельным представителям или всей группе?
  3. Содержатся ли в тексте (листовке, выступлении и т.д.) высказывания, содержащие суждения о неполноценнос­ти граждан какой-либо национальности, конфессии или социальной группы по сравне­нию с другой нацией или группой?
  4. Содержатся ли в тексте (листовке, выступлении и т.д.) высказывания о превосход­стве одной национальности, конфессии или социальной группы и неполноценности, порочности другой?
  5. Содержатся ли в тексте (листовке, выступлении и т.д.) при­зывы к враждебным или насильственным действиям в отношении лиц опре­деленной национальности, конфессии или социальной группы?
  6. Содержатся ли в тексте (листовке, выступлении и т.д.) высказывания, содержащие утверждения о возложении от­ветственности за деяния отдельных представителей на всю нацию, конфессию или социальную группу?
  7. Содержатся ли в тексте (листовке, выступлении и т.д.) высказывания о враждебности какой-либо нации, конфессии, социальной группы?
  8. Содержатся ли в тексте (листовке, выступлении и т.д.) высказывания, где бедствия, неблагополучие в прошлом, настоящем и будущем одной социальной, этнической или конфессиональ­ной группы объясняются существованием и целенаправленной деятельно­стью (действиями) другой нации, народности, социальной или этнической группы?
  9. Содержатся ли в тексте (листовке, выступлении и т.д.) призывы к враждебным или насильственным действиям в отношении государства, представителей власти?
  10. Содержатся ли в тексте (листовке, выступлении и т.д.) сведения негативного характера о деятельности представителя власти … при исполнении им должностных обязанностей? Если негативные сведения имеются, то в какой форме они выражены: в форме утверждения о фактах или оценочного суждения?
  11. Содержатся ли в публикации сведения в форме утверждения о совершении представителем власти … при исполнении им своих должностных обязанностей действий, наносящих ущерб безопасности государства и национальному достоинству страны, а также направленных на разрушение единства и целостности государства?

Для установления степени сходства товарных знаков, доменных имен, фирменных наименований и других объектов интеллектуальной собственности и авторских прав:

  1. Является ли товарный знак (доменное имя, фирменное наименование, обозначение) «…» тождественным или сходным до степени смешения с товарным знаком (доменным именем, фирменным наименованием, обозначением) «…»?
  2. Является ли наименование «…» индивидуализирующим? Способно ли оно выполнять различительные функции?
  3. Является ли слово «…» общеупотребительным или уникальным, индивидуальным?
  4. Является ли словесный компонент «…» фантазийным? Оригинален ли словесный компонент «…»?
  5. Имеет ли обозначение «…» словесный характер, представляет ли собой самостоятельную языковую единицу?
  6. Имеются ли в составе вербального компонента товарного знака «…» слова, являющиеся общепринятыми наименованиями или терминами, характерными для какой-либо конкретной отрасли производства или области науки и техники?
  7. Содержатся ли в словесной составляющей товарного знака прямое описание товара, сведения об изготовителе?

При установлении обстоятельств, связанных с нарушением авторских прав (плагиатом):

  1. Является ли произведение «…» самобытным и оригинальным или переработанным вариантом другого произведения?
  2. Имеются ли дословные текстовые совпадения в произведениях «…» и «…»?
  3. Имеется ли полное или частичное сходство, тождество или различие произведений «…» и «…»?
  4. Оригинален ли словесный компонент, словосочетание, элемент произведения (название, имя персонажа и т.д.)?
  5. Имеются ли в текстах «…» и «…» совпадающие индивидуально-авторские речевые особенности?
  6. Написан ли текст «…» или его отдельные фрагменты одним и тем же лицом?
  7. Обладает ли произведение признаками оригинальности, новизны и творческого характера?
  8. Является ли произведение составным? Оригинально ли произведение по подбору материала и его расположению?

При установлении обстоятельств, связанных с функционированием рекламной продукции:

  1. Каковы признаки рекламного текста? Является ли данный текст рекламным?
  2. Имеется ли в рекламном сообщении сравнение?
  3. Имеются ли в рекламном сообщении сведения о товарах (услугах) других компаний? Носят ли данные сведения негативный характер?
  4. Используются ли в рекламном сообщении языковые средства, искажающие смысл информации или формирующие дополнительные смыслы?
  5. Формирует ли реклама негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждает таких лиц?
  6. Имеются ли в тексте призывы? Каково их содержание?
  7. Построен ли текст в соответствии с речевой стратегией дискредитации?
  8. Каковы смысловые доминанты рекламного сообщения? Каковы функции входящих в него компонентов?
  9. Содержит ли рекламное сообщение пропаганду (алкоголя, наркотиков и др.)?
  10. Используются ли в рекламном сообщении средства внушения, языковой манипуляции?

Для установления смыслового содержания текстов документов, нормативных актов, договоров и т.д.:

  1. В каком значении употреблено слово «…» в пункте … документа «…»?
  2. Каков общий смысл пункта … документа «…»?
  3. Следует ли из текста документа «…», что …?
  4. Идет ли речь в тексте документа «…» о …?

При установлении обстоятельств, связанных с угрозой или вымогательством:

  1. Содержит ли спорное речевое произведение угрозы?
  2. Содержатся ли в разговоре требования о передаче чужого имущества, права на него или совершении других действий имущественного характера под угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества?
  3. Какова роль каждого из участников разговора (проситель или лицо, которое что-то требует, зависимая или господствующая роль)?
  4. Содержатся ли в разговоре требования, угрозы и иные вербальные средства принуждения или оказания давления?

Для выявления завуалированной информации в устных разговорах и письменных текстах:

  1. Идет ли речь в представленном на исследование разговоре о передаче денежных средств от одного собеседника другому? Каковы речевые указания на предназначение этих денежных средств?
  2. Если в разговоре идет речь о передаче денежных средств, то кто из участников является инициатором данной тематики?
  3. Какова роль каждого из участников разговора (проситель или лицо, которое что-то требует, зависимая или господствующая роль)?
  4. Содержатся ли в разговоре провокационные речевые действия со стороны кого-либо из говорящих?
  5. Идет ли речь в разговорах о каких-либо действиях, совершаемых в отношении наркотических средств?
  6. Направлен ли текст на возбуждение у его адресата желания к потреблению наркотических средств?
  7. Идет ли речь в разговоре о приобретении, передаче, сбыте, хранении, перевозке оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств?
  8. Идет ли речь в тексте разговора о краже (хищении) либо подготовке к краже (хищению) каких-либо предметов?
  9. Идет ли в представленных разговорах речь о совершении незаконных действий, связанных с денежными средствами, и если да, то идет ли речь об изготовлении, передаче, распространении поддельных денежных купюр?

В других ситуациях, требующих специальных знаний лингвиста-эксперта:

  1. Соответствует ли представленный на лингвистическую экспертизу русскоязычный перевод «…» оригиналу на английском языке «…»?
  2. В каком значении употреблено слово «…» в представленном тексте «…»?
  3. Каково значение слова «…» в современном русском (английском, немецком, французском, китайском и т.д.) языке?
  4. Являются ли тождественными с лингвистической точки зрения (происхождения и значения) следующие имена: «…», «…»? Являются ли перечисленные имена народными, литературными, диалектными, просторечными вариантами одного имени?
  5. Соответствует ли кириллическое написание слова «…» латинскому «…»?
  6. Соответствует ли текст «…» коммуникативным требованиям официально-деловой сферы?
  7. Какова речевая стратегия высказывания?
ВАЖНО
Список предлагаемых вопросов не является исчерпывающим. При возникновении других вопросов целесообразно до назначения экспертизы обратиться за консультацией к эксперту.

Стоимость и сроки

Эксперты

Обращаем ваше внимание на то, что перечень экспертов, представленный на сайте, не является полным списком наших специалистов, а составляет лишь некоторую его часть. Для получения информации о подробном перечне доступных экспертов свяжитесь с нами

Чаcтые вопросы

Смотрите также

У вас остались вопросы?

Свяжитесь с нами, и мы вам поможем!