Центр по проведению судебных экспертиз и исследований
автономная некоммерческая организация
«Судебный Эксперт»
Автономная некоммерческая организация
«Судебный Эксперт»

Дорожная полиция и вы. Психология, доверие, права и нормы общения

Многие россияне интересуются тем, как правильно строить отношения с работниками дорожно-постовой службы и ГИБДД. Как реагировать на различные требования и ситуации, и вообще – реагировать ли на них. Как правило, автоводителей и владельцев машин интересует, как упростить и ускорить общение с инспекторами, как не оказаться «виноватыми» в ряде ситуаций, и как мыслят сотрудники дорожной полиции – наши братья по разуму. На эти вопросы и вопросы из этой области мы и будем стараться ответить.

Нюансы отношений «водитель-инспектор». Синдром «красной тряпочки»

Практика показывает, что многие инспектора дорожной полиции психологически анализируют водителей, с которыми общаются, и ведут себя в соответствии с результатами такого анализа. Во многих случаях полицейские ненавязчиво задают некоторые наводящие вопросы, которые дают им информацию для оценки водителей. Объективно для дорожной полиции существуют градации водителей как тех, которые знают за собой какие-то провинности, тех, кто не хочет признавать за собой вины, тех, кому не о чем беспокоиться, или тех, кто может беспокоиться по каким-то собственным, личным причинам, не связанным с нарушением правил. Для представителей «сил тьмы», о которых так много пишут, существуют водители, которых можно в чем-то успешно обвинить, и те, кого «не расколешь».

Во многих публикациях на страницах российской специальной прессы можно найти утверждения о том, что не уверенные в себе и опасающиеся чего-то водители всегда подвергаются строгому отношению и, как правило, становятся мишенью для выписывания штрафов или каких-то взысканий.

Во многих случаях обеспокоенные водители, которые не любят общаться с дорожной полицией и стремятся «любой ценой» закончить общение, соглашаются на штрафы, которые им могут быть выписаны за несуществующее нарушение. В этой связи мы советуем всем автоводителям определить для себя самый правильный стиль общения с дорожной полицией, и его придерживаться. Самый лучший психологический совет в этом отношении – это спокойное, деловое и вежливое общение.

Общаться по-деловому и вежливо

В таком случае все водители могут рассчитывать на корректное и уважительное отношение работников ДПС и ГИБДД. В разговоре с инспекторами и полицейскими не надо позволять себе никаких крайностей типа услужливости, грубости, развязности, панибратства, насмешки, критики. Часто даже при общении с теми, кто незначительно нарушает правила, полицейские обходятся вежливо и без претензий. Самое главное – это найти конструктивный общий язык. Тогда в любом случае между вами будет необходимое уважение.

Работа экспертов

Приветливое расположение к работникам дорожного контроля и уместный юмор по поводу встречающихся на дороге нарушений также помогут вам создать непринужденную атмосферу, в которой никто не будет себя чувствовать плохо и теряющим время.

Важно спокойно относиться к некоторой требовательности полиции, и к возможным наводящим вопросам, которые могут задаваться с целью проверки вашей реакции. Если беспокоиться вам не о чем, то совершенно не стоит реагировать на них резко, а лучше всего показать понимание специфики этой работы, уверенность в своей невиновности и оптимизм.

Многие публикации на эту тему построены в настроении противостояния работников полиции и водителей, и описывают меры предосторожности для водителей. К ним тоже нужно прислушиваться, так как некоторые инспектора все еще имеют целью предъявить вам какие-то претензии. Это у нас вроде как пока что такой вид спорта.

Как обезопасить себя от претензий со стороны дорожной полиции

Существуют старинные классические приемы для создания ситуации, в которой водитель будет выступать вроде бы жертвой и вроде бы как нарушитель – независимо от реальности. Например, предложение водителю самому признаться в том, какое правило он нарушил. Конечно, такой вопрос в шутливой форме может поступить и в случае действительных нарушений. Но можно и поймать гол.

Водитель ни в каком случае не обязан сам сообщать инспекторам о виде своего нарушения или пытаться его «угадать», это оговорено законом. Если пытаться что-то угадывать – можно потерять время на долгую беседу, результатом которой будет какой-нибудь штраф. Так что какая бы ни была ситуация, вы можете спокойно отвечать, что не знаете, за что были остановлены на дороге. Не проявляйте инициативу признаваться в каких-то нарушениях, инспектор по полной форме должен сам сообщить вам об этом, и вы должны будете отвечать только за нарушения, которые действительно произошли.

Съемка на видео и фото, запись хотя бы в блокнот данных полицейского с его удостоверения, и запись подробностей задержания – ваше право. Которое помогает правильно выстроить отношения, и не потерять уверенность, время и деньги. Конечно, если и вы ведете себя корректно. Ниже мы скажем об этом подробнее.

Пример: разница между вынужденным действием и нарушением

Во многих случаях водители вынуждены в целях сохранения безопасности движения совершать непредусмотренные, но оправданные действия. Возьмем для примера нарушение разметки дороги для устранения неполадок.

Для того чтобы сменить спустившее колесо, водитель быстро перестраивается на крайний правый ряд к обочине, хотя разметка дороги в этом месте такого не предусматривает. Водитель меняет колесо, к нему подходит инспектор и сообщает, что «нарушена линия дорожной разметки».

В этот и в похожие на этот моменты важно понимание того, что инспектор вам не сообщает о нарушении ПДД, а только о нарушении каких-то технических правил. Правила могут быть нарушены в целом ряде случаев. Если этого требует безопасность – а на дороге большинство правил существует для этого – технические нормы могут нарушаться, как в этом случае. То есть существует иерархия.

Согласно закону, вы имеете право нарушить разметку в случае «вынужденной остановки». Поэтому ваш ответ должен быть именно об этом – разметка нарушена, но правила не нарушены, поскольку остановка вынужденная. Никогда не спешите соглашаться с нарушением правил дорожного движения. Многие инспектора, как это происходит еще до сих пор, не будут просвещать вас о ваших правах и возможностях, а могут инкриминировать вам нарушение ПДД, если вы сами с ним согласитесь.

В любом случае ведите себя уверенно, и не создавайте предпосылок для полиции в чем-то подозревать вас, проверять и заниматься вами. Как правило, вежливых, позитивных и уверенных в себе водителей дорожная полиция надолго не задерживает.

Если вы еще неопытный водитель – никаких проблем. Не стесняйтесь, и не бойтесь задавать любые вопросы. Следите за тем, чтобы все было только законно, чтобы вся инициатива в отношении каких-то «нарушений» ПДД исходила только от инспектора. Не спешите, размышляйте трезво, и не признавайте сами за собой, поспешно, никаких нарушений.

Реакция на сигнал остановиться, встреча с инспектором и нормы его и вашего поведения

Если вам просигналили жезлом (и\или дали свисток), то вы обязаны остановиться у обочины. Делайте это спокойно и плавно – по тем же указанным выше причинам, чтобы не вызывать подозрений и беспокойства. Вы не обязаны выходить из машины и подходить к дорожной полиции после остановки.

Дорожный полицейский должен представиться вам сам, подойти, назвать фамилию, должность и место службы, и причину вашего задержания. Он должен иметь на груди жетон дорожной полиции. Вы можете попросить полицейского предъявить удостоверение. Полицейский не имеет права передать его вам в руки, а только показать – и при этом вы имеете право переписать в блокнот его данные, или снять.

Блокноты для записей, авторучки, фотоаппараты и видеокамеры, регистраторы могут и должны быть рядом с вами в машине. Вы имеете право их использовать, опытный вы водитель или новичок, и их наличие и использование дополнительно сообщает полицейским о том, что не стоит задерживать вас, если нет действительных нарушений.

Как уже было сказано, вы имеете право оставаться в машине, и инспектор не имеет право сразу же, или без объяснения причин, требовать от вас, чтобы вы из нее вышли. Работники полиции или дорожной полиции могут предложить вам покинуть автомобиль в случаях, если:

  • необходимо сверить номера двигателей;
  • оказать помощь пострадавшим;
  • есть основание провести досмотр;
  • при наличии угрозы жизни и безопасности работников полиции;
  • если вами (или вашим водителем) были нарушены правила грузовой перевозки;
  • необходимо устранить какие-то неисправности вашего автомобиля;
  • если вы находитесь в болезненном состоянии, вам необходима помощь;
  • если вы находитесь в состоянии наркотического или алкогольного опьянения;
  • могут быть и некоторые другие специальные случаи.

Работа экспертов

Так или иначе, в ответ на любое требование или просьбу дорожной полиции вы имеете право – и даже должны, по мнению активных правозащитников – поинтересоваться, по какой причине и на каком основании у вас чего-то просят или от вас чего-либо требуют. Соблюдайте корректность и вы – не затягивайте это выяснение, если вам на ваши вопросы в законном порядке и аргументировано отвечают. И если фактически причин для вашего беспокойства и опасений нет.

Съемки, записи и фиксация вами информации о встрече с дорожной полицией

Можно снимать на видео или фотографировать удостоверение сотрудников ДПС и ГИБДД, если не хотите записывать данные. Это законно, как и съемка всего процесса вашего общения и сотрудничества. Так как только некоторые сотрудники органов охраны порядка и внутренних дел в РФ имеют право скрывать свои личности, и дорожная полиция к ним не относится.

Теоретически признается, что существуют объекты (живые и не живые), которые не имеют право снимать простые граждане. Такие ситуации возможны – тогда, например, когда на дороге происходит специальная операция, и находятся автомобили с работниками спецслужб. И когда эти объекты попадают в кадр – это пример. Но вы будете в безопасности от проблем, снимая только то, что относится к вашей собственной ситуации.

Полицейский может не потребовать, а только попросить вас прекратить съемку, и вы можете поинтересоваться – почему. Если вы снимаете только то, что происходит с вашей машиной и между вами и другими участниками движения и полицейскими – вас никто не имеет право остановить. Исключение – КПП, или контрольно-пропускные пункты. Вы не имеете права снимать возле них, снимать их и внутри них. Существуют еще специальные распоряжения в отношении каких-то случаев или операций, каких-то объектов или участков.

Важные советы и помощь – для всех, кто водит машину, пользуется автотранспортом и дорогами

Соблюдайте законы, и знайте их и ваши права на том уровне, который позволит вам не опасаться полиции. Не возбуждайте подозрений и беспокойств у работников разных подразделений полиции своим поведением. Правильно водите свои автомобили – относитесь к ним бережно и технически правильно, любите их и дорогу. Проходите полноценное и внимательное обучение в школах автовождения, пользуйтесь советами и помощью опытных, или профессиональных водителей.

Вы можете обращаться к нам в АНО «Судебный эксперт» за консультациями по любым делам о случаях не только на российских дорогах. Но и тогда, когда вас интересуют отношения с дорожной полицией, или расследование аварий и дорожных ситуаций на территориях СНГ. Или если вас интересуют оценки автомобилей, автотехнические экспертизы, помощь еще каких-то специалистов.

Берегите всех – автомобиль, себя, пассажиров, пешеходов, и других участников дорожного движения, даже если они нервные. И полицию тоже – в обязательном порядке. Так как хорошее отношение побеждает все проблемы и всегда помогает нам. Пополняйте свои знания, и будьте в курсе своих прав и возможностей. Не забывайте о том, что если вы правы, но вас в чем-то обвиняют, или если вы не знаете, виноваты вы или нет – не нужно нервничать. А нужно обратиться за помощью и консультированием. Всегда можно обратиться к независимой сертифицированной экспертизе. АНО «Судебный эксперт» работает на всей территории РФ, в СНГ, и давно защищает самые различные права наших замечательных и уважаемых граждан! Пишите нам и звоните.

Смотрите также:

Ошибки в исследовании пожаров и точная пожарная экспертиза
Ошибки в исследовании пожаров и точная пожарная экспертиза
Момент назначения для экспертиз пожара очень важен, так как сразу проведенное сертифицированное экспертное исследование места пожара позволяет не ошибиться в установлении его истинных причин и подробностей. В этом вам поможет сертифицированная экспертиза.
Кто поможет внимательно и не формально провести расследование и экспертизу ДТП
Кто поможет внимательно и не формально провести расследование и экспертизу ДТП
Кто сможет учесть все факторы и получить ответы на все вопросы? И при этом провести экспертизу по всем нормам, профессиональным, процессуально-юридическим и научным, которые обеспечат верные ответы и признание результатов. Как нужно вести экспертизу и исследования ДТП с самого начала, еще на месте, чтобы получить точные результаты.
Чужие изображения в интернет и на других площадках – что можно и что нельзя
Чужие изображения в интернет и на других площадках – что можно и что нельзя
Лучше с картинками, чем без них. Почему и как мы разрешаем интернету пользоваться нашими, и любыми другими изображениями. Как влияют изображения на рейтинг контента. Что говорит Закон и юристы, и какие технологии следят сейчас и в будущем могут следить за изображениями. Каковы перспективы контроля изображений, копирайта изображений.
ДТП – сбор информации на месте и создание всех нужных документов
ДТП – сбор информации на месте и создание всех нужных документов
Как на месте аварии должны работать специалисты дорожных служб, как должна собираться информация для дальнейшей работы экспертов. Как нужно создавать схему ДТП. Как работать над осмотром места и над этим документом, чтобы эксперты в дальнейшем могли точно восстановить все события.
Охрана переписки и данных в интернет. Тенденции. Новые сервисы: безопасная переписка, чат, пересылка документов, изображений, облачное хранение
Охрана переписки и данных в интернет. Тенденции. Новые сервисы: безопасная переписка, чат, пересылка документов, изображений, облачное хранение
В интернет среде все чаще обсуждается степень безопасности данных. Сведения о себе, свои файлы и переписки пользователи стараются уберечь не только от наблюдения и контроля других пользователей, но и от контроля государственных органов и от контроля провайдеров услуг связи и руководства используемых сервисов. Несколько самых новых сервисов, предлагающих безопасную пересылку данных.
Почему пожарами должны заниматься сертифицированные эксперты
Почему пожарами должны заниматься сертифицированные эксперты
Чтобы спасти людей от серьезных материальных потерь в случаях пожаров или восстановить истинный ход событий – в расследованиях пожаров должна принимать участие наша сертифицированная экспертиза. Она обязательно должна проверить – и обязательно выяснит – что же все-таки произошло в действительности.
Отбор кадров компаний, их интеграция, и охрана коммерческой тайны – на примере США и РФ
Отбор кадров компаний, их интеграция, и охрана коммерческой тайны – на примере США и РФ
Роль отбора персонала и охраны коммерческой тайны в современной компании. Для руководства важнейшей задачей является поиск кадров, их отбор, и затем их дальнейшее сопровождение для не только успешной, но и безопасной работы. Так как для многих компаний, работающих с высокими технологиями или обладающих серьезными нематериальными ресурсами (НМА), крайне важным является сохранение так называемой «коммерческой тайны».