При встрече с инспекторами дорожной полиции, ее работниками, важна информированность водителей о нормах и возможностях общения с полицией. О причинах, которые могут быть достаточными для того, чтобы выполнялись те или иные просьбы и требования ее работников. Мы рассказываем в подробностях о нормах в отношении разных случаев общения с ГИБДД, ДПС и полицией.
Множество ситуаций связано с остановками машин на дорогах и случаями, в которых водителей просят выйти из машины, открыть багажник, предоставить автомобиль для осмотра. В сети еще множество рассказов о том, как такие встречи кончаются несправедливыми обвинениями, или обвинениями недостаточно обоснованными. Автоводители все еще часто теряют деньги, время, нервные клетки и даже права из-за конфликтов и встреч с полицией, хотя не всегда при этом что-то нарушают.
Как избежать обвинений со стороны дорожной полиции, как четко ограничить свободу представителей закона в отношении вас и вашей машины? Как правильно вести себя в разных ситуациях – и если вы опытный драйвер, или если вы новичок. Какие правила прекрасно работают практически в любой ситуации? Об этом мы и расскажем. И для начала опишем нюансы ситуаций, связанных с осмотром и досмотром. Ситуации, в которых полицейские после остановки машины просят вас открыть багажник машины или сделать еще что-то, связанное с осмотром ваших вещей.
Общие правила в случае остановки автомобиля
Отношения между водителями и дорожной полицией в основном управляются «Кодексом об Административных Правонарушениях» – так называемым «КоАП», имеющем множество статей. В некоторых случаях дорожные полицейские могут действовать слишком энергично, и не представиться перед этим, что вами как водителем или даже как пассажиром должно пресекаться. Согласно инструкциям психологов и юристов, действовать нужно следующим образом.
Нужно при любой, пусть и резкой остановке и при каких-то требованиях инспектора – не спешить, дышать ровно и спокойно, анализировать ситуацию с точки зрения ее законности и психологической комфортности. И в первую очередь попросить предъявления сотрудником полиции удостоверения, данные с которого нужно зафиксировать – записать, сфотографировать или заснять на видео, на что вы имеете полное право. Можно сделать это позже, если возникнут какие-то разногласия.
Важное и полезное правило для всех остановок машин на российских дорогах: инспектор полиции обязан что-то начать делать уже через хотя бы 5 минут, после того, как он вас остановил. А вернее – задержал, на юридическом языке. После пяти минут бездействия задержанный водитель имеет право позвонить по телефону «02». И сообщить о нарушении пункта 12.35 КоАП. За задержание вас на дороге больше пяти минут без причин сотрудник полиции может быть оштрафован на 20 тысяч рублей. Это «Незаконное ограничение права на управление».
![Самостоятельный обыск автомобиля полицией – это преступление, и ваши права вы вполне можете защитить Работа экспертов](/0/7556-Osmotrdp2.png)
Не спешите открыть багажник. Обязательные правила, и разница между досмотром и осмотром
Важно: есть прецеденты, в которых полицейские подбрасывали в автомобили запрещенные предметы после разрешения провести «осмотр» каких-то из внутренностей автомобиля. Согласно российским законам, вы имеете право перед открытием капота или багажника автомобиля, бардачка или задних дверей для осмотра, потребовать приглашения понятых и составления «протокола досмотра автомобиля». Можно, и в случае конфликтов обязательно нужно, снимать процесс на видео или фото.
Приглашение понятых оговаривается в статье 27.9 КоАП. И протокол и двое понятых обязательны, законны и возможны и в том случае, когда ваше общение с полицией происходит на любом участке дороги, и на территории стационарного или иного поста дорожной полиции, и на любой другой территории.
Важно, что в том случае, если полицейский хочет заглянуть внутрь – речь идет о «досмотре», и именно «досмотр» должен быть главным героем протокола, который будет составлен. Ни о каком «осмотре» речи уже не идет, так как «осмотр» – это получение удовольствия и знаний от изучения внешнего вида автомобиля. И его салона исключительно и только через окно.
Есть еще и технический осмотр, но он проходит в специальных местах для проверки работоспособности автомобиля и соответствии его технормам. При наличии годного талона техосмотра полиция не имеет права проверять автомобиль на соответствие каким бы то ни было техническим параметрам. Это тоже оговаривается в законах.
В отношении самостоятельного досмотра полицейскими содержимого под капотом, салона, багажника, бардачка и внутренностей вашего автомобиля существует замечательное правило, а вернее статья закона (19.1 КоАП), по которой такие самостоятельные действия работников дорожной полиции называются «самоуправством». И в ответ на которые вы можете сразу же звонить «02», чтобы о таком самоуправстве там сообщить.
Для того чтобы найти понятых, которые будут присутствовать при досмотре машины, работники полиции обязаны сами предпринять какие-то действия. А проще говоря – найти их. Понятыми могут быть только люди посторонние по отношению к вам, вашему автомобилю и к дорожной полиции. Кто-то из окружающих пешеходов, пассажиров или водителей.
Осмотр, досмотр и обыск – ваши права и обязанности полиции
Как вы понимаете, мы говорим о защите водителей и машин от возможных необоснованных претензий со стороны дорожной или иной полиции. Такие ситуации уже бывали, бывают и наверное еще будут бывать – так что каждый ездок должен определить для себя, насколько быть осторожным в общении с теми или иными «дорожниками». О психологии такого общения мы рассказывали в статье «Дорожная полиция и вы. Психология, доверие, права и нормы общения». Там в общем все сказано о том, как можно заметить предвзятое отношение полицейских, и как вести себя самому.
Важно – что вы сами не должны давать полицейскому техническую возможность исследовать содержание вашего багажника. Во-первых, он должен вас об этом очень аргументированно попросить. И вы не обязаны его открывать, даже если полицейский вас об этом попросит. Такие действия, повторяем еще раз, должны происходить в присутствии свидетелей и при составлении протокола. Имеются прецеденты, когда при согласии водителей открыть багажник туда были подброшены запрещенные к перевозу и хранению вещества и объекты. Ситуации и полицейские, конечно, бывают разные.
То же относится к досмотру всех зон в автомашине – особенно в конфликтных случаях – все должно происходить по веской причине, при свидетелях, с вашим участием, и сниматься на видео. Знайте, что существуют методы и приемы, которыми пользуются полицейские, чтобы доставить водителям побольше хлопот, или получить возможность «раскрыть» несуществующее нарушение. Или получить возможность для чего-либо задержать вас дольше – возможно из-за желания пообщаться. Но не у всех оно всегда обоюдное.
Один из таких приемов – просьба показать, то есть предъявить работникам полиции предметы, которые обязательно должны быть с собой у водителя. Например, такие как огнетушитель, знак аварийной остановки – треугольный, устанавливаемый на дороге – или другие вещи, находящиеся в багажнике. Вам нужно будет открыть багажник, чтобы это сделать – но открывать его по закону вы не должны без того же протокола и понятых.
В ПДД нет пункта или статьи, которые бы делали обязательным предъявление полиции этих предметов. Вы можете испросить у инспектора статью, на основании которой он просит вас показать эти вещи или открыть багажник. При этом сообщить полиции, что эти предметы были у вас собой при отправлении. Можете попросить составить протокол досмотра по поводу открытия и исследования багажника.
И в любом случае при досмотре багажника вы можете после этого в течении 10 дней отправить жалобу на действия дорожной полиции. Специалисты АНО «Судебный эксперт» могут в удобное для вас время рассказать, на предварительных бесплатных консультациях, о том, как и кому, и в каких случаях, вы можете, и даже должны, направлять жалобы. На ту работу сотрудников дорожной полиции и детали этой работы, которые нарушили ваши права, отняли у вас время, деньги, внимание. И как за это можно и нужно получать компенсации.
Законодательство России сегодня развивается, и существует ряд способов защиты от бесполезной и беспричинной активности полицейских. Все их вам объяснят наши специалисты. АНО «Судебный эксперт», работающая уже давно и активно на всей территории РФ, защищает права наших организаций и граждан в массе различных случаев. Ваши безопасные и законные отношения с дорожной полицией – относятся к сфере нашей работы. А теперь не только в России, но и в СНГ.
![Автомашине с техосмотром никакой технический и визуальный осмотр двигателя, и никакие проверки состояния не нужны Работа экспертов](/0/7557-Osmotrdp3.png)
Инспектора или работники дорожной полиции не имеют права самостоятельно открывать какие-то отделы и места в автомобиле, самостоятельно досматривать какие-то области или участки. Например, открывать капот без вашего наблюдения и присутствия. Или отодвигать вещи, или накидки на сидениях в салоне, для того, чтобы исследовать его пространство. Все, что делается самими полицейскими, без вашего непосредственного участия и наблюдения – все это классифицируется как «обыск», а на него уже нужно иметь специальное постановление суда. А досмотр – только в вашем присутствии и при вашем контроле, как сообщает статья 29.7 КоАП.
Мы уже писали о психологических правилах общения с дорожной полицией в статье «Дорожная полиция и вы. Психология, доверие, права и нормы общения». Там довольно подробно и принципиально изложены законы общения между сторонами. Оттуда можно добавить в данном случае то, что водитель, даже новичок, уверенно оперирующий фактами о законодательстве, задающий наводящие вопросы, произведет на полицию впечатление осведомленного человека. И будет в большинстве случаев защищен лучше.
Психологические аспекты. Общение с лицами, слишком требовательно, неадекватно ведущими себя. Взаимопонимание с дорожной и иной полицией – простой метод
Труднее найти общий язык с агрессивно или слишком требовательно, неадекватно настроенными работниками правоохранительных органов, о встречах с которыми можно найти свидетельства на страницах российской интернет печати. Или с теми лицами, которые не относятся к дорожной полиции, но находят «причины» для того, чтобы предъявлять вам какие-то претензии, и требования. В этом отношении мы можем дать вам советы из области базовой практической психологии. Главное – даже если вам встретились лица, явно тяготеющие к нарушению ваших прав, помнить, что дважды два – четыре. Нервничать и волноваться по этому поводу нет смысла, ведь вы правы. Не выходите из равновесия, это главное.
Важный вопрос еще и в том, чтобы находить общий язык с дорожной полицией и теми, кто находится в состоянии возбуждения на работе, в процессе поимки преступников, усиленного контроля движения, его безопасности, «чистоты пользователей» и так далее. Достаточно попросить себя немного понять этих людей и их напряженную работу, включиться в это настроение – и общаться станет значительно легче. Не стоит жестко отгораживаться от них – в данном случае от дорожной или иной полиции. Отгороженность только затруднит и усложнит общение и создаст вам всем неудобства. Проявите понимание, выскажите что-то по этому поводу, «поймайте волну», как радиоприемник – и вы увидите, как упростится общение. По крайней мере, в добром большинстве случаев.
Общие рекомендации по досмотрам автомобилей, и помощь независимой экспертизы
Этими общими правилами вы можете воспользоваться в любой ситуации попыток досмотра или задержания автомобиля. Мы продолжим более подробный рассказ об этом в другой статье. И предлагаем вам по всем общим или отдельным, даже необычным и узким вопросам из области общения с дорожной полицией или ПДД и ДТП, обращаться в АНО «Судебный эксперт». И предлагаем все виды экспертизы вашего общения с полицией, протоколов, досмотров, задержаний, судебных дел и процессов. Мы надежно защищаем права граждан, и ждем вашего обращения.