Детальное и всестороннее исследование каждого отдельно взятого ДТП с выяснением всех нюансов лицами, обладающими всем набором специальных знаний, экспертных, юридических и научно-технических – это и называется сертифицированной экспертизой дорожно-транспортных происшествий. Каковы ее правила, как она должна быть назначена, организована, проведена?
Мы рассмотрим, как создавать правильное постановление о проведении экспертиз ДТП, в каких случаях нужно проводить единоличную, комиссионную или комплексную экспертизу. В каких случаях следует проводить первичную, дополнительную или повторную экспертизу аварии. Как получить помощь и консультации для решения всех вопросов по организации, и как правильно провести экспертизу.
Сертифицированная, а тем более современная, независимая экспертиза автоаварий является исследованием комплексным, то есть состоящим из разных частей и направлений, можно сказать – синтетическим. Этот вид исследований относится к тем, в который наиглавнейшую роль играют вещественные доказательства. Они же – объекты и части объектов. Следы, оставленные телами и поверхностями на земле, дорожных покрытиях, телах, живых или неживых, поверхностях, объектах и механизмах. Частицы вещества разного типа, найденные на объектах и месте аварии. Повреждения и деформации объектов и тел, травмы.
Все эти объекты и их правильное экспертологическое исследование, а также показания очевидцев, дают возможности по крупицам восстанавливать картины произошедших аварий. Опытные специалисты нередко могут детально воссоздать картину того, что произошло, даже без показаний свидетелей. Вот такая «сказочная» составляющая есть в современной экспертной практике – самой разной. Но в данном случае – трасологической, практике исследования аварий и столкновений разного типа.
Да и не только в современной. Еще Артур Конан Дойль в «Записках о Шерлоке Холмсе» умел создать ту атмосферу чуда и удивления, которая обращала внимание читателя на то, как на самом деле любопытен метод дедукции и правильного исследования вещественных доказательств. Тогда еще в некоторых аспектах Дойля можно было назвать фантастом, но сегодня – уж точно нет. Наша экспертиза шагнула и дальше, и теперь остается только надеть парики и мантии, чтобы закрепить впечатление волшебства, на которое иногда способны наши исследователи.
Но мы обещали рассказать вам о том, как должна проходить, если следовать букве техники и закона, сертифицированная экспертиза места и обстоятельств автомобильной аварии. К этому и вернемся.
Как проводится экспертиза ДТП. Каковы бывают экспертизы ДТП – экспертные исследования аварий
Эксперт (или группа экспертов), приглашенный судом или следствием, тот, чье участие инициировано прошением одной из сторон, заказано одной из сторон, обращает внимание на стандартные вопросы такой экспертизы, и решает уникальные вопросы, относящиеся именно к этому делу. До этого следствие или стороны дела, возможно в сотрудничестве с экспертами, должны выяснить для себя, что это за вопросы.
Если вы затрудняетесь назвать точно вопросы, на которые нужно ответить для того, чтобы разобраться в случившемся и достичь своих целей, вам следует пройти предварительную консультацию. Это можно сделать в АНО «Судебный эксперт» в удобное для вас время, бесплатно, у подготовленных сертифицированных специалистов. Они смогут объяснить вам, выяснив ситуацию, на какие вопросы нужно ответить, и каким образом нужно провести исследование.
В его результате эксперты дают сторонам дела, суду или следствию подробную информацию о том, как протекала авария. Дают информацию для верной оценки действий всех участников ДТП с точки зрения закона – юридической оценки их действий. Все обстоятельства, моменты и детали произошедшего ДТП они классифицируют по собственной экспертной специфике и определяют их значение для произошедших событий, их результатов.
В зависимости от степени сложности случая могут быть назначены три разные по технике исполнения экспертизы – так называемые «единоличная», «комиссионная», или «комплексная». Давайте эти типы рассмотрим:
- единоличная экспертиза ДТП – проводится в исполнении одного сертифицированного специалиста. Такую назначают тогда, когда характер случившейся аварии прост, и не вызывает разногласий или недопонимания у следствия или у сторон, участвующих в процессе. Когда обстоятельства аварии понимаются всеми одинаково;
- сложные происшествия – в этих случаях требуется проводить комиссионную экспертизу. Сложные происшествия – это те, в которых принимало участие несколько ТС, пешеходы. И те случаи, на детали и обстоятельства которых разные лица и стороны дела смотрят по-разному, или которые трудно однозначно определить по какой-то классификации;
- комплексные экспертизы – это те, в которых приходятся принимать участие разным по направленности экспертам. И тем, которые занимаются разными видами трасологии, если говорить об узконаправленных специалистах, и тем, кто специализируется на других направлениях экспертных исследований.
Подробности о разных по сложности типах экспертиз ДТП
С единоличной экспертизой дорожно-транспортных происшествий в принципе все понятно. Это простые случаи, которые расследует один квалифицированный эксперт, и которые после недолгого разбирательства и официального засвидетельствования фактов, решаются с вынесением вердиктов, заключений, и принятием понятных мер.
Комиссионная экспертиза – это дело экспертной группы, в которую могут входить от двух до пяти специалистов, сертифицированных и аттестованных для проведения подобных исследований. Работы в этом случае приходится проводить больше, и за неоднозначностью оценок деталей ДТП работа команды дает возможности прийти, наконец, к единому взвешенному решению. В каких-то случаях единое решение не выносится, каждый участник комиссии представляет от себя отдельное заключение.
Комплексная экспертиза позволяет воспользоваться услугами не только трасологов, автотехников, но и поработать с криминалистами, специалистами судебно-медицинской экспертизы, и другими экспертами. В частности, нужно сказать, что медицинская экспертиза травм в случае дорожно-транспортных происшествий очень во многом может помочь при разборе аварий. Травмам в авариях посвящен большой раздел судебной и внесудебной медэкспертизы. И с помощью этих знаний можно получить недостающие факты для разбора ДТП и создания их точных сценариев.
Экспертиза ДТП по ее очередности
Есть и классификация очередности в проведении экспертизы аварий. Это повторная, дополнительная и первичная экспертиза.
Повторная экспертиза инициируется тогда, когда у сторон процесса или дела, у суда или следствия, или у других экспертных организаций, возникают сомнения в том, что уже проведенное исследование дало абсолютно точные результаты. Если таковые сомнения есть – самое время назначить повторную экспертизу. Для проведения таких исследований, или для рецензирования заключений, полученных от экспертных организаций, целесообразно обращаться в АНО «Судебный эксперт». Это может стать конечной точкой вашего поиска исчерпывающих по точности ответов на интересующие вопросы. Бывает, что в заключениях нет ответов на какие-то из вопросов, или нет нужной ясности – все эти недочеты мы устраним.
Бывают и такие ситуации, в которых неожиданно появляются сомнения в том, что лица, проводившие исследования ДТП, поступали правомерно, научно точно, или имели на то достаточную квалификацию или сертификацию. Бывают и нарушения правил уголовно-процессуального кодекса в процессе проведения экспертизы. В таких случаях мы тоже можем провести свое собственное исследование. Еще один случай, то есть вариант ситуации, в которой бывает нужна повторная экспертиза – это появление новой информации по данному случаю, новых вещественных доказательств.
Повторная экспертиза обязательно проводится другим составом экспертов, и, как правило, это уже комиссия из разных специалистов, так как для рассмотрения дел приглашаются все, кто может в этом помочь. Лучше, конечно, не тратить время и средства на проведение многих исследований, и сразу же обращаться в надежные и опытные учреждения, которые уже провели тысячи экспертных работ – такие, как АНО «Судебный эксперт».
Однако мы поможем вам и в проведении дополнительных и повторных исследований, если таковые понадобятся. Мы обладаем опытом рецензирования и анализа работы других экспертов и других экспертных комиссий. И государственных, и независимых, и судебных и внесудебных. По окончании проведения повторной экспертизы, согласно с ее правилам, мы представим отчет о том, насколько новые заключения и выводы совпадают или не совпадают с предыдущими выводами, и в чем причина имеющейся разницы.
Дополнительная экспертиза. В принципе тогда, когда заключение, полученное от эксперта, не полно – нет нужды организовывать сразу же повторное исследование, достаточно будет и дополнительной экспертизы. Это, можно сказать, продолжение не до конца законченного исследования, которое осуществляется теми же специалистами. Уточнения, некоторые дополнительные работы – вот что бывает нужно для того, чтобы полностью разобраться в сложившейся ситуации. Возможно, каким-то выводам, сделанным экспертным специалистом, не хватает законченности или аргументированности, и следует продолжить работу, чтобы снабдить заключение всеми деталями, которые создадут ясность в отношении содержания заключения.
Назначение экспертизы, постановление, его описательная часть
Что можно сказать о процессе назначения экспертных исследований ДТП и о создании постановления на их проведение? В первую очередь, если это происходит через суд, то здесь важно верное процессуальное оформление. Вы можете инициировать проведение сколь угодно профессиональных исследований, но при несоблюдении УПК в начале процесса их результаты окажутся юридически недействительны. Для того чтобы все прошло верно, должно быть создано постановление о проведении экспертизы ДТП. В постановлении присутствуют три части: резолютивная, описательная, и вводная. Перечисляем их в обратном порядке от расположения в документе, и вкратце описываем:
Резолютивная – последняя часть постановления. Здесь указывается тот вид экспертизы, который решено провести. Здесь же располагается решение о том, какая организация, или какие конкретно лица будут проводить экспертизу. Здесь же дается список назначенных для изучения вопросов, и указывается, что за материалы будут переданы экспертам для обследования, какие объекты будут ими исследоваться.
Самая содержательная и объемная часть правильно составленного постановления – это описательная. Содержит она массу полезных сведений – все, что касается произошедшей аварии. В частности – обстоятельства ДТП, различные детали и техническую информацию, от самого простого к сложному. Попробуем представить это в виде более конкретного списка:
- информация о ТС – транспортных средствах-участниках ДТП. Их техническое состояние и загрузка на момент ДТП, их тип и марка;
- различные скорости, если они могли быть к этому моменту установлены – скорости движения ТС и пешеходов, если они участвовали в ДТП;
- время и место аварии;
- подробности относительно участка, на котором все это произошло. Тут может быть много разных занимательных данных. Таких, как состояние покрытия и ширина тротуаров, обочин, участков проезжей части. Характер углов ограждений или краев проезжей части и тротуаров, закругления. Форма участка аварии, уклоны и разметки проезжей части, состояние покрытия на разных участках проезжей части и другие данные;
- информация трасологическая, о следах покрышек. Первоначальные данные, которые были собраны при осмотре места аварии, касающиеся характера и длины следов качения и торможения, движения и разворотов;
- информация о том, как на месте аварии остались расположены ТС, а также фрагменты, появившиеся в результате столкновений и повреждений, личные вещи пострадавших и участников ДТП;
- информация о том, каковы на момент ДТП были обзоры с точки зрения водителей места аварии и проезжей части;
- сведения о поведении водителей-участников ДТП в момент аварии, что предприняли водители перед моментом аварии, и предприняли ли они какие-то действия;
- сведения о перемещении ТС в момент аварии после действий водителей или вне зависимости от них;
- сведения о столкновениях – автомобилей друг с другом, или транспортных средств и пешеходов, или ТС и других объектов, как, в какой последовательности и какими частями сталкивались объекты и тела;
- аргументы назначения этого исследования – статьи уголовно-процессуального кодекса, на основании которых назначается экспертиза.
Подробнее обо всех этих деталях повествовательной части вы сможете узнать у наших специалистов, связавшись по контактным данным с лабораториями АНО «Судебный эксперт». Где при надобности вам дадут первоначальные бесплатные консультации. К постановлению, кроме вводной, описательной и резолютивной части, также присовокупляется протокол осмотра места аварии. О нем мы расскажем в отдельной статье о том, как работают специалисты на месте аварии сразу же после того, как она случилась.
Что касается описательной части постановления об экспертизе – то, может быть, что не все данные из этого списка вообще нам понадобятся, а может быть, что возникнет надобность в других сведениях, которые пока что здесь не перечислены. Все решает конкретная ситуация, которую нужно изучать вблизи. И цели исследования. А цели могут быть определены экспертами, если вы сами точно в них не уверены, из сложившейся ситуации. Наши эксперты и менеджеры, имеющие большой опыт в защите различных прав граждан и организаций, по ситуации могут определить, что нужно делать – так что обращайтесь, рассказывайте, и мы все решим.
И, наконец, самая краткая, первая часть постановления на проведение экспертизы ДТП – это вводная часть, с которой должно начинаться каждое такое постановление. Во вводной части должны быть указаны номер рассматриваемого дела, место и дата создания постановления на проведение экспертизы. Вид назначенной экспертизы, где (в каком учреждении) и кем (каким лицом по имени и должности) назначена экспертиза. И сведения о лицах, подозреваемых в том, что они были виновниками произошедшей аварии, их инициалы и фамилии.
Это то, что касается сущности, типов по сложности и очередности, и формы постановления для проведения экспертиз ДТП. Мы с вами вернемся к правилам успешного проведения таких исследований в следующих материалах. Желаем вам безопасной, адекватной и приятной езды, и таких же водителей и пешеходов на ваших дорогах. Обращайтесь по всем вопросам, пользуясь контактными данными, в АНО «Судебный эксперт»!