По каким регламентам и правилам, кем и как проводятся судебно-психологические экспертизы и те экспертные исследования, в которых на территории Российской федерации принимают участие сертифицированные психологи, или специалисты, психологической экспертизы?
В этой статье мы дадим краткие конспективные ответы на эти вопросы. И пригласим воспользоваться любой помощью и поддержкой, а также защитой прав, от действительно независимой, одной из крупнейших экспертных организаций России, работающей и в СНГ.
Как знают специалисты, и смежники, те экспертизы, которые назначаются судом по его инициативе, или по ходатайству сторон, принимающих участие в судебных процессах, называются судебными. Могут судебные экспертизы и исследования проводиться и до судебного процесса по инициативе дознавателей, следствия, сторон, принимающих участие в процессе. Если мы говорим о гражданских процессах и делах, то в их случае только судом назначаются любые экспертные работы.
Но стороны процесса могут ходатайствовать о том, чтобы экспертизы заказывались в исполнении независимых экспертов и даже определенной организации. Таким образом, у любой стороны всегда есть возможность защитить свои интересы и права и воздействовать на ход следствия и разбирательства. Но мы еще вернемся к этому важному вопросу.
Регламентируются эти экспертные работы, в самых разных деталях, актами законодательства, кодексами, конституцией РФ. Это такие своды законов, как законодательство о здравоохранении, федеральный закон ГСЭД, УПК РФ, ГПК РФ, Конституция и другие, нормативные и правовые акты и документы.
Как мы уже рассказывали, в области медицинских экспертных исследований существует противостояние между независимой медицинской экспертизой и «зависимыми» экспертизами, которые проводятся местными бюро СМЭ, подчиняющимися областным органам Министерства здравоохранения, муниципальным властям, муниципальным районным и городским медицинским учреждениям.
Спасением для лиц, нуждающихся в точной и независимой экспертизе, являются независимые мероприятия, проводимые от Минюста и только ему подчиняющиеся, они и выявляли пока что большинство истинных фактов относительно тех или иных случаев. Или экспертизы от независимых российских организаций, таких как АНО «Судебный эксперт», о чем мы уже тоже рассказывали. В области психологических исследований, как и везде, есть собственные нюансы.
Что касается именно психологической судебной, досудебной и иной экспертизы, то значительная часть таких исследований пока что проводилось государственными СЭУ, подчиняющимися Министерству юстиции. Это происходило и после внедрения в 2008-м году в эту сферу российских независимых экспертных организаций. Однако за последние годы независимые организации прочно заняли нишу таких же эффективных помощников разным лицам и сторонам во многих процессах.
Аттестация и работа государственных специалистов для проведения психологической экспертизы
По специфике в такой области как психологические экспертизы большую часть работы выполняют именно государственные специалисты. Проведение судебно психологической и досудебной психологической экспертизы в России часто отдается в компетенцию государственных органов и организаций, стоящих под контролем Министерства юстиции. Работники СЭУ Минюста, специализирующиеся на психологической экспертизе, обеспечивают своими кадрами работу региональных СЭУ, и Российского федерального центра судебной экспертизы, работающего при Министерстве юстиции.
Это главные, старшие эксперты-психологи, ведущие эксперты, руководители отделов и групп. К такой деятельности эти государственные специалисты могут приступить только после того, как получают специальную сертификацию, или аттестацию на самостоятельное проведение психологической экспертизы – в тех видах, которые регламентируются как судебные и досудебные (как и внесудебные) различными актами российского законодательства, и нормативными документами. Порядок их подготовки и аттестации регламентирован специальным 112-м приказом Минюста. Должны у такого специалиста присутствовать высшее образование по профессии, и специальная подготовка по линии выбранной для работы специальности.
Каждый из таких государственных специалистов получает от Министерства юстиции РФ право самостоятельного проведения психологических экспертиз сроком на пять лет, поле прошествии которых, если экспертом не было допущено грубых нарушений, или ошибок в работе, комиссия Минюста рассматривает возможность о продлении права специалиста на самостоятельное проведение судебной, досудебной и внесудебной психологической экспертизы.
Такие государственные эксперты работают над проведением экспертиз в трех различных типах отделений СПЭУ, или судебно-психиатрических экспертных учреждений:
- первый тип – это отделение амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы, куда объекты экспертных исследований доставляются или сами приходят на время проведения исследований;
- второй тип – это отделение стационарной судебно-психиатрической экспертизы для лиц, не содержащихся под стражей. Это также «вольный вариант», в котором лица, объекты исследований, находятся какое-то время в стенах медицинского учреждения – на протяжении всего периода, в который над ними ведутся исследования;
- и третий тип – это отделение стационарной судебно-психиатрической экспертизы для лиц, содержащихся под стражей. В этом случае применяются специальные нормы режима для содержащихся под стражей лиц, которые на все время проведения исследований находятся в стационаре.
Есть только три таких типа отделений для проведения экспертных исследований, так как лиц содержащихся под стражей помещают в стационар на все время проведения психологической экспертизы. Государственные специалисты получают общую аттестацию для работы во всех трех этих типах отделений СПЭУ. Здесь они занимают места «медицинских психологов».
Если речь идет об амбулаторном обслуживании пациентов и больных в отделениях СПЭУ, когда пациенты прибывают туда на какие-то моменты для проведения этапов исследований, то «медицинский психолог», или государственный психолог-эксперт, имеет ставку на 250 обследований в год для совершеннолетних и на 200 обследований в год для несовершеннолетних пациентов.
В случае работы в стационарных отделениях с лицами, не содержащимися и содержащимися под стражей, врачи психологи имеют ставку по обслуживанию 15 коек, или 15-ти пациентов в год.
Что касается аттестации и условий работы и подготовки работников независимых организаций, то их подготовка нигде не является ниже или менее полной, чем подготовка государственных специалистов. Даже более того – на некоторых направлениях негосударственные, независимые эксперты подготавливаются лучше, чем государственные. Некоторые независимые организации уже превысили своими результатами объем работы многих государственных экспертных учреждений и специалистов, и достигают во многих случаях, например по сравнению с местными бюро СМЭ, как мы уже писали, более точных результатов. Как впрочем и специалисты, подчиняющиеся непосредственно Минюсту, чьи экспертные исследования повсеместно отличаются точностью, непредвзятостью и юридически правильной защитой прав и интересов сторон и объектов исследований. Таких же результатов достигает в своей работе уже многие годы АНО «Судебный эксперт».
Что входит в обязанности права государственного эксперта психолога
Права и обязанности при поступлении на службу в любое СПЭУ в первую очередь должны оглашаться каждому государственному специалисту, впрочем, так же, как это происходит и в работе независимых российских экспертов. Прежде всего, специалисты информируются о главной степени ответственности – за дачу заведомо неверных (ложных) показаний и заключений по любому делу. Кроме этого самое главное правило в их работе касается предварительного расследования и неразглашения тех сведений, которые могут быть получены в его ходе.
Другие правила касаются взаимодействия со следователями судом при объявлении определения, при передаче постановлений, при назначении экспертиз, и при их проведении вне стен экспертных учреждений. Для контроля возможной дачи ложных показаний и заключений психологические эксперты, будь то государственные или наши работники, расписываются или в протоколах судебного заседания, или на специальных сопровождающих их бланках. Эти и некоторые другие правила и регламенты, единые для негосударственных и государственных специалистов, оговариваются Законом о ГСЭД в статьях 16-й и 17-й.
Процесс проведения экспертизы непосредственно для специалиста-психолога делится согласно правилам на несколько этапов, которые мы приведем вкратце ниже. Эти этапы, в общем, совпадают с теми действия ми, которые при проведении психологической экспертизы предпринимает и независимый российский эксперт. Разница может быть в работе отдельных организаций и в действиях отдельных хорошо подготовленных независимых экспертов, направленных на то, чтобы получить как можно быстрее как можно более точный и продвигающий следствие результат в каждом конкретном случае.
- После формального принятия в работу переданного ему исследования, эксперт согласно экспертологическим и юридическим, а также научным правилам проводит исследование тех материалов, которые есть у него в наличии, и которые он может собрать по данному делу.
- Эксперт-психолог проводит экспертное психологическое исследование подэкспертного, если такую очный вид экспертизы дает ему возможность контакта с ее объектом. Затем эксперт обязан выдать свое заключение по тем вопросам, которые были поставлены перед ним или перед экспертным учреждением следствием, или теми сторонами, или лицами, которыми была инициирована экспертиза.
- Эксперт-психолог обязывается, для обсуждения дела и для всех предусмотренных правилами действий, являться по вызовам судей, дознавателей, прокуроров, следователей, связанных с рассмотрением данного дела. Это могут быть, в том числе, вызовы для допроса эксперта, для экспертных действий, для консультаций, для работы с материалами, или лицами-объектами экспертиз. Эти обязанности возлагаются на эксперта в связи с еще только назначаемыми, уже ведущимися или уже проведенными экспертизами.
Варианты невозможности участия психолога в проведении экспертизы и возможности самоотвода и отказа эксперта от проведения исследований
Эксперт, такое редко случается в работе хорошо подготовленных независимых специалистов, но законом это оговорено, может отказаться от работы в конкретной экспертизе, если ее вопросы и ситуации выходят за пределы его профессиональной компетенции. Если материалов, которые ему предоставлены, недостаточно для проведения экспертизы с верными ответами на ее вопросы в качестве результата.
В таких случаях отказывающийся от экспертизы специалист пишет сообщение от своего имени о том, что по таким-то причинам не может вести работу над исследованием, и описывает эти причины более подробно.
Также существуют статьи ГПК РФ и УК РФ, соответственно 18-я и 70-я, по которым эксперт не может принимать участие в экспертизе – это отдельные случаи, связанные с его различной причастностью к этому делу. С его родством по отношению к кому-то из участников или сторон процесса. С его служебной или иной зависимостью от кого-то из участников процесса. Связанные с заинтересованностью специалиста. Связанные с возможной некомпетентностью экспертного специалиста, впрочем, об этом мы уже упоминали.
И еще раз упомянем, что такое практически невозможно, если речь идет о независимых российских экспертных работниках, которые очень хорошо подготовлены и «сражаются» за клиента на пространстве широкого российского рынка. Таковы правила и качество работы, в частности, и специалистов АНО «Судебный эксперт», чьи услуги мы предлагаем. Спасибо вам за внимание. Далее и подробнее о некоторых свойствах работы судебной и внесудебной государственной и независимой российской современной психологической экспертизы – в наших следующих статьях.