Центр по проведению судебных экспертиз и исследований
автономная некоммерческая организация
«Судебный Эксперт»
Автономная некоммерческая организация
«Судебный Эксперт»

Разрешить оборот «неопасного» холодного оружия – новый проект МВД. Что его ждет?

Одной из самых последних и значимых новостей для охотников, любителей холодного оружия и единоборств с оружием, коллекционеров и ценителей, является та, что российское МВД наметило реализовать идею свободной продажи холодного оружия. До полной свободы в этом отношении еще далеко, и вряд ли она наступит в ближайшее время – разрешение свободной торговли будет реализовано в отношении многих типов холодного оружия за исключением «боевого». Вопрос сейчас остается лишь в том, какие из единиц и типов холодного оружия будет идентифицироваться как боевое, как будет происходить классификация.

С практической стороны с точки зрения бытовой, самой распространенной, преступности, между боевым и не боевым оружием для россиян никакой разницы нет, и боевое используется реже, поскольку оно дороже и не так распространено. Как это давно известно, в отношении ножей и холодного оружия или бытовых предметов, например – кухонных ножей и других бытовых инструментов, существует большая путаница. Полиция давно информирует граждан, что для обыкновенных преступников и бытовых преступлений самое частное средство нанесения травм окружающим людям – это простые кухонные ножи и инструменты. Так что здесь ничего не поделаешь – граждане, существующие в полубессознательном состоянии, все равно находят средства для совершения преступлений.

В первую очередь в Министерстве внутренних дел РФ собираются профессионально организовать разделение всего холодного оружия на типы – провести новую его классификацию, чтобы затем установить и обозначить разрешенные и не разрешенные к свободной продаже типы. Для этой реформы будут вноситься поправки в 222-ю статью УК и другие документы. По крайней мере, так планируется в предложенном МВД законопроекте – но он, после вынесения на публичное обсуждения в июле, сразу же вызвал споры и разногласия. Преткновения простые и предсказуемые – например, о том, за какое оружие принимать большие со специальным лезвием ножи-мачете, продающиеся в магазинах – за боевое оружие, или какое-то другое? Фактически, мачете это сельскохозяйственный инструмент, но как этот вопрос решится в России – пока что неизвестно, как и со многими другими типами ножей и инструментов.

Основная задумка МВД – это разделение «холодного» на «Бытовое» и «Боевое». Для этого в Министерстве готовятся поправки к законодательству России, которые журналистами и некоторыми специалистами в этой области называются «революционными». В МВД планируют, что после внесения этих поправок появятся возможности свободного платного и безвозмездного оборота ножей, разных клинков, сабель, мечей и других видов холодного оружия.

Пока что частные коллекционеры, любители и ценители холодного оружия не могут ни дарить, ни передавать, ни обменивать или продавать такие предметы – у них на это нет вообще никакой возможности. Магазины еще могут совершать операции по продаже оружия по лицензии. Что касается разрешений для свободной покупки – они существуют пока что только в отношении антиквариата, старинных предметов холодного оружия, для граждан России старше 18-ти лет.

Старинные антикварные клинки сейчас не нужно нигде регистрировать. Холодное охотничье оружие можно приобретать, хранить и использовать без лицензии, если вами до этого уже была получена лицензия на приобретение (хранение, ношение) охотничьего огнестрельного оружия. Как мы уже писали, регистрируется охотничье орудие с помощью продавца – той компании, у которой вы его приобретали. Читайте об этом в нашей статье «Как оформить разрешение на охотничье и травматическое оружие».

Работа экспертов

Как МВД собирается облегчить жизнь коллекционерам и любителям холодного оружия


Законопроект ясно говорит о том, какая ситуация существует в этой области сейчас, и что именно специалисты из министерства внутренних дел хотят исправить: «имеющаяся правовая коллизия не позволяет владельцам охотничьего холодного оружия и холодного оружия, имеющего культурную ценность, осуществить действия с ним в виде продажи или дарения в рамках существующего правового поля». Эту проблему в частности и предполагается решить. И в частности путем выделения особо опасных видов холодного оружия и разрешения свободного оборота всех остальных. Конкретизация определения особо опасных видов оружия планируется как поправки с 4-й части 222-й статьи УК. В результате введения поправок, уголовную ответственность будут нести только лица, уличенные в нелицензированном и частном обороте именно «боевого холодного оружия», которое будет выделено в 222-й статье и Законе об оружии как специфическое или особо опасное.

С какими вопросами столкнулся законопроект, и как появилась его идея


Отзывы многих российских оружейных экспертов в отношении этого законопроекта и его цели отличаются скептицизмом. Что такое «безобидные ножи», как и по каким критериям будет определяться «боевое, опасное и специфическое» оружие, и кто этим будет заниматься? Такие вопросы интересуют специалистов. А если кого-то интересует вопрос – почему МВД стремится к подобным демократическим преобразованиям, то на него есть ответ, и ответ достаточно интересный.

Российской Законодательство об оружии недавно показало свою неподготовленность к реальной жизни, наказав тюрьмой пенсионерку, не имевшую никакого отношения к преступности. Наталья Урюпина, жительница Москвы, на полгода совершенно реально отправилась в тюрьму за то, что попыталась продать два предмета антиквариата – кортики, изготовленные в районе 1930-х годов. Посажена пенсионерка была на основании четвертой части статьи «Незаконный оборот оружия» под номером 222 в Уголовном кодексе.

Это произошло в 2005-м году, когда Урюпина обжаловала вынесенный приговор, заявив, что продажа и обмен антикварных предметов холодного оружия не опасны для общества. Через девять лет к ее заявлению прислушались и признали не соответствующими Российской Конституции положения из четвертой главы 222-й статьи. Суд наконец постановил, что эти положения конкретно с правовой стороны читаться не могут, нарушают права на собственность, и излагаются пока что образом, допускающим «произвольное истолкование и применение».

В результате, благодаря инициативе гражданки Урюпиной по защите своих прав против Российского Законодательства, был создан правовой прецедент, который сделал невозможным дальнейшее существование в такой форме статьи УК, противоречащей Конституции. В итоге Наталья Урюпина была признана невиновной, правовой прецедент – произошедшим, статья 222 – неправомерной. И сейчас нас ждут попытки привести ее в порядок в отношении оружия, «не представляющего общественную опасность».


Конституционный Суд 17 июня 2014 года постановил исправить создавшуюся ситуацию, и после этого началась работа над поправками и новым законопроектом. Кроме оружия, не являющегося особо опасным, специфическим или боевым, по новым определениям, из холодного оружия разных видов будут также выделены предметы, имеющие историческую или культурную ценность. Их оборот также станет свободным, независимо от того, как эти предметы выглядят внешне. Оборот в отношении всех «разрешенных» типов будет без лицензии позволен любой, как уже было отмечено, дарение, обмен, передача в наследство, продажа и прочее.

Тонкости и трудности реализации законопроекта о разрешении оборота холодного оружия

Существует такой общественный проект и движение в России, как «Право на оружие». У проекта есть координатор и один из создателей, политолог Мария Бутина – которая полагает, что пока что предложенные министерством внутренних дел поправки слишком размыты и не помогут решить проблемы. Как и многие другие российские эксперты и специалисты, она недоумевает, по каким критериям и как будет разделяться холодное оружие на опасное, и достаточно «бытовое», чтобы не лицензировать его оборот.

Допустим, антиквариат и художественные и исторические ценности можно выделить по определенным критериям, но среди мысы простых новых изделий будет не всегда легко определить опасное и специальное, и неопасное холодное оружие. Существуют такие параметры как жесткость, форма окончания, заточка и толщина клинка на разных участках, его параметры по форме, наличие и форма специальных элементов клинка или рукояти и гарды – по ним ли будет проводиться разделение оружия на опасное и неопасное? Специалисты пока что этого не знают.

Мария Бутина из «Права на оружие» сообщила, что было бы рационально вообще убрать обязанность лицензирования и запрет на частный оборот всего холодного оружия в России. Ее идея – это полная отмена лицензий, поскольку с ними и так столько путаницы, что адекватно эти правила не работают как те, которые бы охраняли население и помогали ему. Как верно заметила Мария Бутина, в России можно купить в магазине большой нож-мачете и носить его с собой без разрешения, и в то же время иметь много проблем или заниматься получением разрешений, если с собой вы хотите иметь какой-нибудь небольшой и даже маленький охотничий нож. Или какое-то другое оружие, которое по нынешним законам нуждается в регистрации и разрешениях.

Изделия, выпущенные до 1945-го года, согласно Законодательству, вообще не должны рассматриваться как оружие, ими должно заниматься Министерство культуры РФ. Также и раритетные клинки должны рассматриваться как культурная и художественная и коллекционная ценность. Главный вопрос в том, чтобы такие вещи – хотя бы такие – можно было покупать, продавать, обменивать, передавать и хранить.

И координатор проекта «Право на оружие», и многие российские оружейные эксперты считают, что предлагаемая сейчас новая формулировка «наиболее опасное и специфичное по роду использования» не даст эффекта урегулирования правовых отношений в этой области. Считают, что формулировка эта размыта и дает возможности для злоупотреблений со стороны работников Министерства внутренних дел. С ними в МВД в общем соглашаются, и сообщают, что работа в этом отношении еще впереди.

Работа экспертов

Так в частности полагает, и совершенно конкретно высказался об этом, и генеральный директор Златоустовской оружейной фабрики – являющийся также и экспертом по холодному оружию Валерий Томея. Он отметил, что существует множество особенностей, присутствующих в разных типах оружия, не смотря на которые эти виды оружия тем не менее исторически считаются боевыми или не боевыми, специальными или неспециальными. И практически – также, опасные практически инструменты могут формально вообще не считаться боевым холодным оружием. Контроль разделения и определения орудия как опасное или неопасное, боевое или не боевое, невозможно будет установить только на основании поверхностных понятий о внешних признаках?

МВД обнадеживает общественность и экспертов

А в Министерстве внутренних дел России в ответ сообщают, что не так все плохо, сложно и запутанно. Пресс-служба отмечает, что это пока что всего лишь проект, и выставлен он на обсуждение как раз для инициации актуальной дискуссии. И сообщают, что еще очень рано говорить о том, как будет выглядеть механизм разделения холодного оружия на разрешенное и неразрешенное.

Проблема в частности, как поясняют в МВД, не только в содержании глав 222-й статьи, но и в том, что при введении в последней редакции понятия «антикварное оружие» эти новые установки забыли отразить в «Законе об оружии» и других документах. Также путаница существует и с другими объектами – например, газовыми баллончиками, которые продаются свободно, но по Закону – являются газовым оружием. Многое не приведено в соответствие, и по словам представителей МВД многие проблемы в упорядочивании законов между собой.

Например, последствия невнимательности законодательной власти следующие: антикварное огнестрельное оружие в России уже можно приобретать без лицензии, но холодное – тоже антикварное, старинное, имеющее культурную и художественную ценность – нельзя. Остаются и другие сложности, которые рассчитывают уладить в МВД с помощью новых поправок и изменений в Законодательстве.

Отставание России в оружейном Законодательстве и решении вопросов преступности и контроля

Беспорядок во многих вопросах, связанных с оружейным Законодательством в России налицо. При этом существует опыт ряда стран мира, например европейской Польши и Чехии, где подход к решению этих проблем реализован совсем другой. Там холодное оружие совсем не фигурирует в законах об оружии, его оборот бесконтролен, на него не обращается никакое внимание, и по поводу холодного орудия вообще не поднимается никаких острых вопросов.

При этом и в Польше и в Чехии, как и во многих других странах, уровень бытовой и иной преступности продолжает снижаться. Чего нельзя сказать о России, где многие граждане, судя по всему, так горды собой или так боятся какого-то своеобразного «общественного мнения», что не могут обойти вниманием какую-то ситуацию, чтобы не совершить вооруженного нападения. Возможно, многие из них полагают, что без их вооруженного сопротивления на Земле может победить Вселенское Зло. Тем временем путаница и в Законах Российской федерации. В том числе «Закон об оружии» превратился, по сообщениям многих специалистов, в ненормально разросшееся образование, на основании которого трудно принимать решения. И который, как и многие другие разросшиеся законы РФ, очень легко нарушить, если просто вести обыкновенную жизнь и заниматься работами по хозяйству.

Известно, что «Закон об оружии», как и многие другие разделы Законодательства, устарел в том смысле, что оброс поправками и пунктами, в которых уже не могут разобраться специалисты, юристы, эксперты. Защита прав становится все сложнее, так как материалы Законов раздуты, особенно это касается Закона об оружии. Им уже очень трудно пользоваться и выносить адекватные и уверенные решения. В АНО «Судебный эксперт» мы надеемся, что вскоре российские граждане получать больше возможностей для решения всех спорных и сложных ситуаций с любыми видами оружия, в которых потребуется защита их интересов и прав.

А пока что, до решения всех упомянутых нами проблем, еще существующих с законами об оружии, настоятельно просим вас обращаться в АНО «Судебный эксперт». За решением ваших проблем с нарушением прав, защитой интересов в любых инстанциях. Наши услуги – это работа с любыми делами, работа в судах, решение сложных случаев – во всем этом наши эксперты и специалисты обладают богатым опытом. Ждем вас на бесплатных консультациях, и для дальнейшего сопровождения, и решения вашего дела!

Смотрите также:

Как правильно провести экспертизу записи голоса – лучшая фоноскопическая экспертиза

Как правильно провести экспертизу записи голоса – лучшая фоноскопическая экспертиза

В качестве доказательств по различным делам многие люди используют записи голоса, сделанные на телефоны, смартфоны, микрофоны, диктофоны, камеры, регистраторы, и гаджеты, имеющие функции записи звука. Также записи голосов используются в прессе, в художественной работе, в политике, в криминалистике, в научной работе, в бизнесе и профессиональной деятельности.
Лингвистическая и судебно-лингвистическая экспертиза – сущность исследования и его важность

Лингвистическая и судебно-лингвистическая экспертиза – сущность исследования и его важность

Интереснейшее исследование и область исследования – это лингвистическая экспертиза. Она не просто исследует произведения, речевые конструкции и единицы языка. Она отличает и отделяет фантазию от утверждения, авторский полет мысли от версии, претендующей на реальность. А также одни похожие термины от других, и помогает в очень разных делах – везде, где речь касается разночтений.
Как работает химическая экспертиза промышленных товаров и материалов, и что исследует

Как работает химическая экспертиза промышленных товаров и материалов, и что исследует

Ответы на любые – самые сложные и неожиданные – вопросы, и распутывание сложных и простых дел. Надежная правовая защита и научно точные и быстрые исследования. Мы сопровождаем наших клиентов в судебных слушаниях и процессах, заботимся о полном решении всех проблем физических и юридических лиц. Обращающихся к нам с территории РФ или СНГ. И быстро проводим химические экспертизы всех типов продукции и материалов.
«Право на забвение». Как это происходит в Европе. Удаление нежелательной информации из поисковых систем

«Право на забвение». Как это происходит в Европе. Удаление нежелательной информации из поисковых систем

Практически одновременно в России и на территориях стран ЕС начинается – а вернее уже развивается – процесс реализации «права на забвение». Возможности удалить из выдач поисковых систем какие-то ссылки по запросу о том или ином лице. Проще говоря – удалить из простого общего доступа информацию. На каких правилах и принципах это основано в Google, и как продвигается. Какие встают вопросы.
Автороведческая экспертиза – суть и особенности необычного экспертного направления

Автороведческая экспертиза – суть и особенности необычного экспертного направления

Автороведческие эксперты способны определять авторство и подробности об авторах и создании текстов по специальным признакам письменной речи. Вместе с этим мы предлагаем все типы исследования документов, рукописей, и всех видов файлов и записей. Это помогает в частности там, где лицо, написавшее текст, заявляет, что текст был написан с чужих слов, или по наущению. Помогает в вопросах авторских прав, расследованиях авторства и подлинности.
Как вернуть товар продавцу – разный товар, и что может для вас экспертиза товаров

Как вернуть товар продавцу – разный товар, и что может для вас экспертиза товаров

Давно и подробно, по просьбам многих потребителей, в российском информационном пространстве поднимается тема возможности некачественного товара. Купленного в разных видах торговых точек, у компаний, продавцов фирменных и обыкновенных магазинов. Проблемы есть с разными типами товаров – мы постараемся обсудить все разновидности продукции, которую бывает нужно вернуть по причине ее низкого качества
Независимая точная строительная экспертиза – разные вопросы, широкие возможности

Независимая точная строительная экспертиза – разные вопросы, широкие возможности

Чем больше развивается сфера строительной деятельности в России, во всех ее проявлениях, тем больше требуется помощь в самых различных случаях. Недоделы, недопонимания, конфликты, разрешения споров и недомолвок по договоренностям. Мы покажем, какие вопросы подробно и точно рассматривают сертифицированные строительные эксперты.