Термин «патентный тролль» появился в США еще в 2000-х. Это компании, которые не занимаются R&D, то есть разработкой и развитием, а ищут возможности недорого приобретать патенты, относящиеся к техническим решениям, могущим иметь успех на потребительском рынке. Затем такие компании ограничивают других в использовании современных идей, и собирают большие комиссионные.
В основном это относится к усовершенствованиям технических средств, в частности тех, которые могут повысить качество жизни. Мы рассмотрим вопросы о том, насколько эта деятельность чисто коммерческая, как полагают многие критики, и насколько она чем-то оправдана. Может ли она развиваться в России, что она может за собой повлечь с точки зрения влияния на мировой и наш рынок технологии и патентов, и помогает ли она скорейшему развитию общества и технологий.
С некоторых точек зрения на поверхности в этом вопросе находится негативный эффект. Это так, если рассматривать ситуацию с точки зрения «хотел выпустить свою кофеварку (атомную станцию, мобильное приложение), а они требуют покупать лицензию». Для локального рассмотрения ситуаций компании, скупающие патенты, просто придумали отличный, вызывающий, наверное, зависть, способ очень выгодных инвестиций. Представим его подробнее.
Такие компании, собирая патенты на технические новинки, блокируют их использование другими производителями, стараются контролировать рынок и собирают деньги за приобретение лицензий, затрудняя, таким образом, развитие рынка потребительских товаров. В различных областях производства товаров широкого потребления, оборудования, «патентным троллям» принадлежит большое количество патентов, благодаря которым другие девелоперы и производители обязаны покупать лицензии или выплачивать роялти, плату за использование усовершенствований.
Для патентных специалистов и рынка производителей, а также и потребителей, стоит вопрос о том, не станет ли это угрозой развития и российского рынка, и развития экономики. Так как новые и экономичные технические решения, от небольших до более серьезных, ведут к уменьшению затрат со стороны производителя и покупателя, но такая чисто коммерческая скупка патентов возвращает к ситуации «дороговизны» использования результатов технического прогресса.
Согласно патентному законодательству скупка патентов абсолютно законна, и позволяет в дальнейшем продавать или передавать права на использование, внедрять патенты на производстве. Импортировать товары, изготовленные с применением новых технологий. То же происходит и в отношении интеллектуальной собственности любого типа и прав на нее и изобретения. Покупать любые патенты в любом количестве никто запретить не в силах.
Практика подобной деятельности в США
Несколько лет назад в российской прессе появилась статья Ричарда Уотерса «Патентный тролль», о том, как развивается этот бизнес в Соединенных Штатах, и какие уже есть прецеденты.
Один из ярких примеров – деятельность компании Intellectual Ventures, которая оптом приобретала технологические патенты и затем предъявляла иски тем, кто использовал в своей работе эти изобретения. Компания была основана Натаном Мирвольдом, ранее работавшим в Microsoft директором по технологиям. В результате за несколько лет он собрал в виде исков около 300 миллионов долларов.
Достаточно красноречивый пример стратегии квалифицированного специалиста, выбравшего предпринимательскую деятельность. Натан Мирвольд – по образованию квантовый физик и палеонтолог, а также и повар, ушел из Microsoft после 14-ти лет работы, покинув пост директора по технологиям. Вместе с ним компанию оставил и его коллега Эдвард Джанг, с которым Мирвольд и начал собирать патенты в сфере ИТ под маркой основанного ими инвестиционного фонда Intellectual Ventures.
Технология работы следующая: фонд ищет компании, у которых есть перспективные разработки, но нет развития, нет рыночного успеха, и покупает у них права на технические и интеллектуальные решения. Или покупает патенты у университетов, или у патентных бюро, или еще где-то. Затем идет период ожидания, который во многих случаях, естественно, заканчивается тем, что кто-то из крупных разработчиков, производителей, брендов, начинает выпуск продукции, содержащей в себе эти новшества. Тогда Intellectual Ventures предъявляет патентный иск.
Это один из ярких примеров такой деятельности, в которой достаточно и других участников-игроков, других по типу и направлению, более (что редко встречается) или менее (что встречается чаще) крупных.
Критика такой стратегии в США и оправдания Мирвольда
Многочисленные голоса, раздающиеся против сбора патентов и денег за их использование, просто обвиняют Intellectual Ventures и им подобные организации и предпринимателей в беспринципности. В создании путей для обхода законной патентно-правовой системы, и в незаконной монополизации технологий. Это, можно сказать, само собой разумеющиеся возражения, которые сразу приходят на ум тем, кто вынужден терять деньги на уплате за лицензии, роялти, права на использование патентов. В процессе подобной критики и появился термин «патентный тролль».
Что же говорят по этому поводу сами скупщики (многообещающих) технологий?
В данном случае – организаторы фонда Интеллекчуал Венчурс. По словам бывшего директора по технологиям Microsoft, его «беспринципность» – это предвзятое мнение. А в действительности Мирвольд и его фонд создают более современный рынок идей, на котором, для развития идей в мире, должны существовать и применяться рыночные законы. Мирвольд называет себя «архитектором» этого принципиально нового пространства.
Его доводы: прогресс возможен только в таком сообществе, где усовершенствования, новые возможности, пути развития и технологии открыто выставляются на продажу. Только так они могут быть оценены должным образом – если их можно покупать и затем продавать. Как можно понять Мирвольда, продавать изобретения можно и нужно на аукционной основе. В статье не раскрываются подробнее его доводы.
Как сообщала тогда пресса, критики, не согласные с деятельностью Intellectual Ventures, соглашаются с Мирвольдом только в том что да, экономическая сила, влиятельная часть рынка – этим открытый рынок идей может стать. Но это сомнительная польза – хвалить какое-то явление просто за то, что в нем будет много денег и оно будет «иметь значение». Тут не понятно, а в чем смысл, кроме «значения». Точка зрения, наверное, просто капиталистическая.
Скорее, с Мирвольдом можно согласиться в том, что в результате формирования свободного рынка идей к ним, идеям, начнут относиться бережнее. А вот это уже интересно. Это уже проблема.
Возможная действительная польза от «патентных троллей» и рынка идей
Скорее всего, заявления основателей Intellectual Ventures, совпадают с аргументами и других подобных предпринимателей, если они чем-то аргументируют свою деятельность. Если вдуматься в эти заявления и развить их дальше, то что-то становится понятным. Даже если изначально не имелось в виду. Давайте зададим себе несколько вопросов.
В какой ситуации часто оказываются прогрессивные компании, которые имеют хорошие разработки, но не могут выйти с ними на рынок? В каком положении находятся авторы патентов, которые создают полезные изобретения, но ждут годами внимания и признания, хотя бы коммерческого, от крупных компаний? В незавидном. Сколько лет может ждать реализации какая-то новинка, которая может облегчить жизнь и труд людей? Изменить жизнь, сэкономить энергию? Долго.
А теперь представим, что появляется всеобщий, жесткий, рынок идей, «архитектором» которого называет себя Натан Мирвольд.
В такой ситуации крупные компании, инвестиционные фонды, производители, будут понимать: если сейчас, когда у изобретателей есть эти идеи, не обращать на них внимания – то потом пользоваться новыми разработки будет гораздо сложнее. Лучше работать с «настоящими» владельцами патентов. Потому что потом фонды, подобные «IV», будут расхватывать изобретения, будут заниматься анализом интересных идей. И тот, кто пропустит хорошего специалиста и его идеи в стадии разработки или сего собственного патента, потом будет иметь дело с аукционом – с открытым рынком. В общем, с монстрами, с непогодой.
Вряд ли сами изобретатели, часто являющиеся некоммерчески мыслящими людьми, будут заботиться о том, чтобы «хорошо продаваться». Для ученого смысл его жизни в творчестве и принесении пользы. Дальше за дело в большинстве случаев берутся коммерческие производители и другие специалисты. Поэтому период, в который можно воспользоваться изобретениями не через открытый рынок, будет существовать.
Следовательно, повысится интерес к разработкам, и идеи начнут чего-то стоить. Да и сами разработчики и изобретатели поймут, что могут технически и морально обеспечить себя за счет тех новинок, которые они создают. В целом это может улучшить ситуацию на рынке идей, и привести к следующим результатам:
- идеи станут более ценными, потенциально востребованными сразу;
- появятся возможности для изобретателей выйти из тени и обеспечить себя, получать достойное вознаграждение;
- полезные для жизни, энергосберегающие и другие новые технологии будут развиваться быстрее, так как усилится конкуренция;
- быстрее будет развиваться общий прогресс.
При чем развиваться он будет в разных направлениях, не только чисто техническом. Так как начавший свое развитие свободный рынок идей будет стимулировать все сферы, и это движение захватит и интеллектуальные, социальные разработки, в которых тоже начнутся одновременные капиталистическое и социалистическое соревнования. А это может превратиться в общую пользу, когда вовлечение бизнеса делает прогрессивное развитие неостановимым и неподконтрольным каким-то сдерживающим силам.
«Патентные Тролли» как лекарство и переходный период
Пока что многие компании, которые специально скупают патенты или просто требуют денег с тех, кто повторит их изобретения, ведут себя некорректно. Это те проблемы, которые заключаются внутри вопроса о патентах. Например, в России некоторые правообладатели требуют от «нарушителей» вообще остановить производство, отдать оборудование, деньги. Эти требования отклоняются. Вряд ли это имеет отношение к созданию свободного рынка идей.
В случаях предъявления умеренных исков скупка патентов и требование лицензий выглядит для многих все еще просто собиранием денег, заставой на дороге. Но с чьей точки зрения? Возможно, с точки зрения сообществ капиталистов, чьи интересы лежат в области обогащения отдельных семей, кругов, определенного слоя. А если задуматься о перспективах для общества, то к таким мыслям, которые высказывает Натан Мирвольд, стоит прислушаться.
Если создание свободного рынка идей происходит сознательно – а все должно происходить сознательно, ради какой-то пользы – то это в глобальной перспективе переводит нас на другой уровень отношения к идеям и интеллектуальным ресурсам. Если раньше изобретателя можно было не поощрять и откладывать «на потом», то теперь его могут купить. Свободный рынок идей – еще одна возможность для этого. Он может стать еще одним шагом к более осознанной работе с идеями, и, в конце концов – это тоже переходная форма. Которая постепенно создаст механизмы этически и общественно сознательной, взаимовыгодной работы разных сил.
Услуги по работе с патентами в России
Что же касается работы в Российской федерации и странах СНГ в области патентов, правообладания, регистрации, оспаривания изобретений, и всех вопросов, с этим связанных – приглашаем вас во всероссийскую независимую организацию АНО «Судебный эксперт». Одну из крупнейших в стране, активно занимающуюся и этим направлением деятельности уже многие годы.
Надо сказать, что о том, какие есть в этой области возможности, какие проблемы, о конкретных процессах, таких как создание и подача патентных документов, процессы регистраций, оспаривания и другие действия, вы можете в любое время узнать у специалистов АНО «Судебный эксперт». Также – получить сопровождение и помощь наших экспертов и юристов в процессах получения патентов и рассмотрения ваших заявок разного типа, в решении споров, и любых других операциях.