Ответственность за сохранение и охрану объектов культурного наследия, памятников архитектуры в каждом субъекте России по законодательству несет первое лицо региона. С 2013 года одним из показателей эффективности деятельности губернаторов будет положение по сохранению, использованию и государственной охране памятников культуры. Для министерства культуры это очень актуально, считает Сергей Исачкин, руководитель управления минкультуры России по УрФО. "Раньше такого показателя не было, а он очень важен для нас", - заявил Сергей Исачкин на пресс-конференции, передает корреспондент.
По мнению Сергея Исачкина, сегодня на каждой территории УрФО складывается неоднозначное представление по охране объектов культурного наследия, хотя на первый взгляд задача одна и она явная. В качестве примеров Сергей Исачкин привел опыт ХМАО, ЯНАО и Курганской области. Эти регионы получают меньше всего замечаний и предписаний от минкульта по государственной охране памятников культуры и архитектуры. Даже при условии того, что местные органы, занимающиеся этими вопросами, являются или не являются самостоятельными и подчиняются ли органам власти субъекта, этого нельзя сказать о Свердловской и Челябинской областях. Только здесь есть министерства по культуре, в структуре которых созданы управления по охране памятников. Сергей Исачкин утверждает, что "например, полностью несамостоятельный орган практически не имеет замечаний от нас по результатам проверок. Есть подзаконные акты, есть регламенты. В Свердловской области же совершенно другая ситуация. Как нам кажется, тут и цели и задачи другие. В целом по территориям, даже количество людей примерно одинаковое, в Свердловской области даже несколько больше. Однако направление деятельности несколько другое. Больше на разрушение культурного наследия, а не на сохранение в итоге. Вот это очень странно, печально и непонятно».
По словам С. Исачкина, основные нарушения - это начало строительства без разрешения, без проведения исследовательских работ, без производства историко-культурной экспертизы. Однако именно историко-культурная экспертиза в подобных вопросах является решающе. Все вопросы, которые решаются органом охраны именно в процессе исследования, должны быть отражены в рамках историко-культурной экспертизы.