Понятие речевого воздействия предполагает использование речевых средств для оказания влияния на сознание собеседника с целью добиться от него некоторого необходимого говорящему результата.
В тексте представленного на исследование диалога наблюдается использование императивных конструкций, выражающих явное побуждение к совершению действий.
Х. побуждает М. назвать условия также при помощи вопросительных предложений; субъект действия оформлен во множественном числе, первом лице, то есть Х. указывает на совместное действие, на включенность М. в процесс.
М., напротив, сознательно исключает себя из предполагаемого действия, говорит, что сам не может ничего предлагать, высказывает лишь готовность выслушать предложения Х. Он намеревается получить информацию от собеседника в виде ответа на вопрос, представляющий требуемое «предложение» результатом исключительно инициативы Х.
Помимо этого, М. использует указания на свое служебное положение, на несоответствие ситуации требованиям закона, на свои опасения, чтобы заручиться гарантиями Х.
Также М. использует стратегию перевода беседы в нейтральную плоскость (спрашивает, как идет торговля Х.), побуждая собеседника в конце концов самому вернуться к изначальной теме, демонстрирует отсутствие инициативы в этом вопросе, однако финал диалога указывает на то, что его целью была договоренность о передаче денег, после которой разговор сразу прекращается.
Со своей стороны Х. задает серию вопросов, касающихся действий М., которые могут предотвратить нежелательные для Х. последствия. Эти вопросы направлены на выяснение круга действий, которые М. готов взять на себя, на побуждение его к этим действиям. Показательно, что в своих ответах М. уходит от использования первого лица единственного числа глаголов, а иногда и от личных конструкций вовсе, говоря, что надо подумать, указывает на свою неосведомленность. Даже в ответ на сообщение о передаче денег, знаменующее совершение сделки, он говорит «А мы подумаем», не называя конкретных действий, которые собирается предпринять.
Таким образом, побуждения к совершению действий, выраженные речевыми средствами, представлены в речи обоих собеседников. М. и Х. побуждают друг друга назвать условия, «предложения» по предполагаемой договоренности. При этом М. использует различные речевые стратегии с целью представить Х. инициатором договоренности, добиться того, чтобы условия были целиком предложены, высказаны им.