Ростовский районный суд Ярославской области | Дело №2-823/13
Объект исследования
Объектами исследования выступали лица, непосредственно участвующие в гражданском споре о детско-родительских отношениях, что требовало комплексного анализа их личностных особенностей, эмоционального состояния, стиля воспитания и взаимного восприятия, а также оценки влияния данных факторов на психологическое развитие несовершеннолетнего.
- Несовершеннолетняя, 2004 года рождения.
- Родитель (отец), 1980 года рождения.
- Родитель (мать), 1987 года рождения.
Город
Цель экспертизы
Данная судебная психологическая экспертиза была назначена для всестороннего анализа детско-родительских отношений в рамках гражданского дела, касающегося определения места жительства несовершеннолетнего и порядка общения с родителями. Основная цель заключалась в психологическом изучении каждого из участников процесса – несовершеннолетней и обоих родителей – для формирования объективной картины семейной ситуации. Перед экспертом стояла задача выявить особенности эмоционального состояния и личностные черты несовершеннолетней, оценить ее способность к самостоятельному выражению мнения в судебном заседании и объективного отношения к родителям. Параллельно проводился глубокий анализ личностных особенностей каждого из родителей, их используемых стилей воспитания и того, как эти факторы могли влиять на психическое и психологическое развитие ребенка. Особое внимание уделялось восприятию несовершеннолетней взаимоотношений между родителями, оценке степени их конфликтности и её потенциального воздействия на эмоциональное состояние несовершеннолетней. Также в объем исследования входили вопросы о возможной роли каждого родителя в половой идентификации ребенка и о потенциальном влиянии ограничения общения с одним из родителей на его развитие.
В процессе работы эксперты сталкивались со сложностями, обусловленными высокой эмоциональной напряженностью ситуации и необходимостью интерпретации поведенческих реакций и высказываний несовершеннолетней, которые могли находиться под влиянием конфликта сторон. Применялись комплексные методы психодиагностического исследования, включающие анализ материалов гражданского дела, проведение направленных бесед, наблюдение за взаимодействием, биографический анализ, а также использование стандартизированных и проективных методик. Среди них были тесты на исследование памяти и интеллектуального развития, методики оценки тревожности, самооценки, а также проработка семейной ситуации через рисуночные тесты и ассоциативные ряды. Эти методы позволили глубоко исследовать когнитивную и аффективную сферы участников, их ценностно-смысловые ориентации и доминирующие психологические установки. Задачей экспертов было предоставление суду максимально полной и беспристрастной информации, которая могла бы способствовать принятию решения, наилучшим образом отвечающего интересам и благополучию ребенка, с учетом его возраста, индивидуально-психологических особенностей и длительности проживания в определенных условиях.
Вопросы на исследование
Каковы особенности эмоционального состояния и личностные особенности несовершеннолетней, 2004 года рождения?
Возможен ли опрос несовершеннолетней в судебном заседании?
Каковы личностные особенности родителя (отца), каков стиль его воспитания по отношению к несовершеннолетней? Как установленные личностные особенности и особенности семейного воспитания родителя (отца) могут повлиять на эмоциональное состояние несовершеннолетней, ее психическое и психологическое развитие?
Каковы личностные особенности родителя (матери), каков ее стиль воспитания по отношению к несовершеннолетней? Как установленные личностные особенности и особенности семейного воспитания родителя (матери) могут повлиять на эмоциональное состояние ребенка, ее психическое и психологическое развитие?
По восприятии несовершеннолетней, каковы особенности взаимоотношений между родителем (отцом) и родителем (матерью), какова степень их конфликтности и как данные взаимоотношения могут повлиять на эмоциональное и психическое состояние ребенка?
Допустимо ли осуществление гигиенических процедур (искупать) со стороны родителя (отца) в отношении несовершеннолетней и как это может отразиться на ее половом воспитании?
Находится ли ребенок под психологическим воздействием кого-либо из родителей, либо иных лиц (родственников или посторонних), если находится, каков характер психологического воздействия? Имеются ли случаи психологического давления на ребенка со стороны родителя (отца) и родителя (матери)?
Какую роль играет мать и отец для половой идентификации несовершеннолетней в случае отдельного ее проживания с каждым из них?
Как ограничение общения ребенка с отцом или матерью может отразиться на ее психологическом или психическом развитии?
Способен ли ребенок самостоятельно определить свое отношение к отцу и к матери? Способен ли ребенок объективно определить свое отношение к каждому из родителей?
Каким образом на ребенке ее возраста и индивидуально-психологических особенностей может отразиться переезд от отца к матери с учетом длительного проживания с одним отцом (более двух лет)?
Кто из родителей может обеспечить максимальный психологический комфорт ребенку?
У кого из родителей с ребенком наиболее близкий эмоциональный контакт?
К кому из родителей ребенок испытывает положительные и отрицательные эмоции?