Исследование проводилось сотрудниками Московского государственного университета путей сообщения. Они выяснили, что электропоезд резко остановился вследствие того, что он оказался заблокирован узлом вагонного механизма, выпавшим из соединения тележек первого вагона. Таким образом, была опровергнута наиболее популярная версия о самопроизвольном переключении стрелочного перевода на участке пути, где произошла авария.
Выводы экспертов о результатах исследования, проведенного ими в ходе следственных работ по возбужденному делу о крушении поезда метрополитена, были отправлены в Следственный комитет РФ. В экспертном заключении говорится, что причиной схода состава с рельсов стало выпадение узла вагонного механизма. При этом выпавший узел ударил в статичную деталь стрелки и затем заблокировал вагон. Эксперты Московского государственного университета путей сообщения отметили в заключении, что стрелка не могла вызвать остановку поезда и его последующее крушение, так как механизм перевода на момент аварии был зафиксирован в надлежащем положении. Следов внешнего воздействия на механизме обнаружено не было.
Эксперты также исследовали железнодорожное полотно метрополитена и выявили, что поломка поезда произошла за сто метров до путевой стрелки. В заключении указано, что на протяжении ста метров путевого полотна, расположенного перед механизмом стрелочного перевода, присутствуют характерные сколы бетонной подушки. Подобные повреждения вероятнее всего были образованы в результате ударов металлической детали, свисавшей из вагонного механизма. Причем эксперты отмечают, что воздействие на путевое полотно было настолько сильным, что оно вызвало деформацию и поломку крышек колодцев водоотводной системы.
Предполагается, что события развивались следующим образом. Крепление выпавшей детали первого вагона, располагавшейся между первой и второй его тележками, было сломано или нарушено. Выпавшим фрагментом могли оказаться трубы, части сцепления или иные агрегаты. Новое положение данного фрагмента, согласно заключению, привело к изменению внутриколейного габарита вагона. Свисающий предмет стучал по бетону, оставив на нем обнаруженные впоследствии сколы. А при движении поезда над стрелочным механизмом, выпавшая деталь ударила в закрепленный край подвижного участка рельса (остряка). В результате движение второй тележки в прямом направлении было мгновенно заблокировано, и она стала двигаться в сторону бокового пути. В то же время весь последующий состав продолжил двигаться в прямом направлении. Это привело к сильной деформации первого вагона поезда – фактически, он сложился пополам. После этого вторая тележка вылетела из крестовины, что, в свою очередь, привело к опущению вниз сочленений отсеков первого вагона. Головную часть вагона подняло вверх, она ударилась о стену тоннеля и зацепила кабельный мостик. Задник второй секции и ее тележку тоже потянуло вверх.
Следственный комитет ждет экспертных заключений других специалистов, работающих по данному делу. Если их выводы совпадут с мнением экспертов МГУПС, ход следствия может сильно измениться. Круг подозреваемых, виновных в данной аварии сместится. Сотрудники завода, на котором был произведен подвижной состав, а также специалисты службы Метрополитена, отвечающие за проверку безопасности состава перед постановкой его на линию, могут пополнить ряды фигурантов данного дела.