Бутырский районный суд города Москвы | Дело №2-217/13
Объект исследования
Судебная психолого-психиатрическая экспертиза была сосредоточена на изучении индивидуально-психологических особенностей несовершеннолетнего лица, его взаимодействия с родителями, а также психологического состояния родителей с целью разрешения спора об определении места жительства ребенка. Исследование включало анализ предоставленных судом документов, медицинских материалов и характеристик из образовательного учреждения.
- Несовершеннолетний, 2009 года рождения, являющийся лицом, в отношении которого определялось место жительства.
- Отец несовершеннолетнего.
- Мать несовершеннолетнего.
- Материалы гражданского дела об определении места жительства ребенка.
- Медицинская документация несовершеннолетнего, содержащая сведения о развитии и перенесенных заболеваниях (например, записи о задержке темпа речевого развития).
- Характеристика из дошкольного образовательного учреждения, описывающая адаптацию и поведение ребенка.
- Исковые заявления и ходатайства сторон, описывающие их позиции и претензии.
- Постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, касающиеся заявлений сторон.
- Письма и заключения органов опеки и попечительства, а также центров диагностики, содержащие оценку ситуации и рекомендации.
Город
Цель экспертизы
Целью проведения данной первичной амбулаторной комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы несовершеннолетнего лица в рамках гражданского дела об определении места жительства ребенка было всестороннее изучение индивидуально-психологических особенностей ребенка и влияния на него каждого из родителей. Экспертам предстояло оценить характер взаимоотношений несовершеннолетнего с отцом и матерью, а также выяснить его желание относительно проживания с одним из них. Дополнительно, в порядке экспертной инициативы, комиссией были поставлены вопросы о наличии возможных психических расстройств у ребенка и каждого из родителей, что имело ключевое значение для формирования полной и объективной картины семейной ситуации. Работа осложнялась необходимостью интерпретации сложной динамики взаимодействия между всеми участниками процесса, а также оценкой достоверности сведений, представленных каждой из сторон в контексте интенсивного родительского конфликта. Сложность заключалась также в обеспечении должного контакта с несовершеннолетним, который изначально проявлял избегающее поведение, и в нейтрализации выраженного влияния одного из родителей на восприятие ребенком другого родителя в процессе исследования. Тем не менее, эксперты стремились максимально полно раскрыть все аспекты поставленных судом вопросов, учитывая особенности детской психики и влияние взрослых на формирование его эмоциональных реакций и желаний.
Для достижения поставленных целей экспертами были применены современные методы клинико-психопатологического исследования, которые позволили оценить психическое состояние родителей и ребенка. В работе с несовершеннолетним активно использовались экспериментально-психологические методики, включающие наблюдение (в том числе включенное), клинические беседы с элементами игровых техник, а также проективные методики, адаптированные для детского возраста (например, создание цветовых выборов и моделирование семейной ситуации). Эти методы позволили выявить эмоциональное отношение ребенка к членам семьи, его внутренние переживания и реакцию на взаимодействие с каждым из родителей. Помимо прямого обследования, был проведен детальный психологический анализ материалов гражданского дела и разносторонней медицинской документации, что дало возможность сформировать полную картину развития ребенка и динамики семейных отношений. В ходе исследования эксперты учитывали возрастные нормы психического развития детей и возможное влияние педагогической запущенности, что было отмечено в представленных материалах. Проверяемые стандарты и нормативы включали общепринятые методические рекомендации по проведению судебных психолого-психиатрических экспертиз в гражданском судопроизводстве, а также положения семейного законодательства Российской Федерации, регулирующие права ребенка и обязанности родителей. Вся работа осуществлялась с учетом принципов беспристрастности и объективности.
Вопросы на исследование
- Каковы индивидуально-психологические особенности и влияние отца и матери к несовершеннолетнему ребенку?
- Каковы особенности взаимоотношений несовершеннолетнего ребенка с отцом и матерью?
- Каково желание несовершеннолетнего относительно проживания с одним из родителей?
- Страдает ли отец каким-либо психическим расстройством?
- Страдает ли мать каким-либо психическим расстройством?
- Страдает ли несовершеннолетний каким-либо психическим расстройством?