Для охраны объектов культурного наследия РФ, внесенных в единых государственный реестр, вокруг них формируются охранные зоны, внутри которых действует особый режим. Вначале разрабатывается проект таких зон, после чего проводится историко-культурная экспертиза, с целью утвердить проект или признать его неудачным.
Задачи, которые решает экспертиза проектов зон охраны объектов культурного наследия
- Определения соответствия проекта требованиям государственной охраны объектов культурного наследия.
- Установление и подтверждение территориальных границ зон охраны объектов культурного наследия.
- Определение режима использования земель и градостроительного регламента в границах охранной зоны. Он подразделяется на две категории: обычный режим и особый режим.
Режим использования земель и градостроительный регламент в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности устанавливаются с учетом следующих требований:
- Ограничение строительства, необходимое для обеспечения сохранности объекта культурного наследия, в том числе касающееся размеров, пропорций и параметров объектов капитального строительства и их частей, использования отдельных строительных материалов, применения цветовых решений;
- Ограничение капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства и их частей, в том числе касающееся их размеров, пропорций и параметров, использования отдельных строительных материалов, применения цветовых решений;
- Сохранение исторически сложившихся границ земельных участков, в том числе ограничение их изменения при проведении землеустройства, а также разделения земельных участков;
- Обеспечение визуального восприятия объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде;
- Ограничение хозяйственной деятельности, необходимое для обеспечения сохранности объекта культурного наследия, в том числе запрет или ограничение размещения рекламы, вывесок, построек и объектов (автостоянок, временных построек, киосков, навесов и т. п.), а также регулирование проведения работ по озеленению;
- Обеспечение пожарной безопасности объекта культурного наследия и его защиты от динамических воздействий;
- Сохранение гидрогеологических и экологических условий, необходимых для обеспечения сохранности объекта культурного наследия;
- Обеспечение сохранности всех исторически ценных градоформирующих объектов;
- Иные требования, необходимые для обеспечения сохранности объекта культурного наследия.
Режим использования земель и градостроительный регламент в границах зоны охраняемого природного ландшафта устанавливаются с учетом следующих требований:
- Запрещение или ограничение хозяйственной деятельности, строительства, капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства и их частей в целях сохранения и восстановления композиционной связи с объектом культурного наследия природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства;
- Обеспечение пожарной безопасности охраняемого природного ландшафта и его защиты от динамических воздействий;
- Сохранение гидрологических и экологических условий, необходимых для обеспечения сохранности и восстановления (регенерации) охраняемого природного ландшафта;
- Сохранение и восстановление сложившегося в охраняемом природном ландшафте соотношения открытых и закрытых пространств в целях обеспечения визуального восприятия объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде;
- Иные требования, необходимые для сохранения и восстановления (регенерации) охраняемого природного ландшафта.
Особый режим использования земель и градостроительный регламент в границах охранной зоны устанавливаются с учетом следующих требований:
- Запрещение строительства, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и восстановление (регенерацию) историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия;
- Ограничение капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства и их частей, в том числе касающееся их размеров, пропорций и параметров, использования отдельных строительных материалов, применения цветовых решений, особенностей деталей и малых архитектурных форм;
- Ограничение хозяйственной деятельности, необходимое для обеспечения сохранности объекта культурного наследия, в том числе запрет или ограничение размещения рекламы, вывесок, построек и объектов (автостоянок, временных построек, киосков, навесов и т. п.), а также регулирование проведения работ по озеленению;
- Обеспечение пожарной безопасности объекта культурного наследия и его защиты от динамических воздействий;
- Сохранение гидрогеологических и экологических условий, необходимых для обеспечения сохранности объекта культурного наследия;
- Благоустройство территории охранной зоны, направленное на сохранение, использование и популяризацию объекта культурного наследия, а также на сохранение и восстановление градостроительных (планировочных, типологических, масштабных) характеристик его историко-градостроительной и природной среды, в том числе всех исторически ценных градоформирующих объектов;
- Обеспечение визуального восприятия объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде, в том числе сохранение и восстановление сложившегося в природном ландшафте соотношения открытых и закрытых пространств;
- Сохранение исторически сложившихся границ земельных участков, в том числе ограничение их изменения при проведении землеустройства, а также разделения земельных участков;
- Иные требования, необходимые для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом и ландшафтном окружении.
Объекты исследования
Проект зон охраны объекта культурного наследия – текстовая документация и карты (схемы), содержащие описание границ проектируемых зон и границ территорий объектов культурного наследия, расположенных в указанных зонах. Также проекты режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон. А именно:
- Сведения об объекте культурного наследия, внесенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
- Сведения в текстовой форме и в виде карт (схем) о расположенных в границах проектируемых зон других объектах культурного наследия, их территориях и зонах охраны;
- Сведения в текстовой форме и в виде карт (схем) о расположенных в границах проектируемых зон выявленных объектах культурного наследия;
- Сведения в текстовой форме и в виде карт (схем) о визуальном восприятии объекта культурного наследия с основных видовых точек и смотровых площадок;
- Сведения о композиционной связи с объектом культурного наследия природного ландшафта, расположенного в границах проектируемых зон, а также о сочетании в нем определенных типов рельефа местности, водных объектов, почв, растительности;
- Отчет о проведенных историко-культурных исследованиях – тут имеется в виду как результаты экспертизы самого объекта культурного наследия, так и материалы экспертизы исследуемых проектов, с целью установления их актуальности;
- Иные материалы, необходимые для обоснования и разработки проекта зон охраны объекта культурного наследия.
Методы исследования
В ходе экспертизы проводятся историко-архитектурные, историко-градостроительные, архивные и археологические исследования. Изучаются данные государственного кадастра недвижимости и материалы по обоснованию проектов зон охраны объектов культурного наследия.
Исследования проводятся аттестованным экспертом или экспертной комиссией, имеющей в своем составе специалистов с не менее чем 10-летним опытом работы в данной области.
По окончании исследований выносится экспертное заключение, которые утверждает либо отклоняет проект зон охраны объектов культурного наследия.
Юридические аспекты
- В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", объекты культурного наследия РФ подлежат государственной охране. - Зоны охраны объектов культурного наследия регулируются главой 5 настоящего Закона, в частности, статьями 34 – 38.
- Порядок разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия и требования к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон устанавливаются Положением о зонах охраны культурного наследия народов РФ, утвержденного в Постановлении правительства РФ от 6 апреля 2008г.
Вопросы, которые стоит задать эксперту
- Соответствует ли проект требованиям государственной охраны объектов культурного наследия?
- Утвержден ли он или отклонен?
- Если отклонен – каковы рекомендации по разработке следующего проекта?
- Какой режим использования земель и градостроительного регламента следует установить в рамках охранной зоны?
Проведение экспертизы по уголовному делу
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. N 28 "О судебной экспертизе по уголовным делам" экспертиза по уголовному делу может быть проведена либо государственным экспертным учреждением, либо некоммерческой организацией, созданной в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "О некоммерческих организациях", осуществляющих судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами.
Коммерческие организации и лаборатории, индивидуальные предприниматели, образовательные учреждения не имеют права проводить экспертизу по уголовному делу, ровно как и некоммерческие организации, для которых экспертная деятельность не является уставной. Экспертиза, подготовленная указанными организациями в рамках уголовного процесса, может быть признана недопустимым доказательством, т.е. доказательством, полученным с нарушением требований процессуального закона.
Недопустимые доказательства не могут использоваться в процессе доказывания, в том числе, исследоваться или оглашаться в судебном заседании, и подлежат исключению из материалов уголовного дела.
Так как АНО "Судебный эксперт" является автономной некоммерческой организацией, а проведение судебных экспертиз является её основной уставной деятельностью (см. раздел "Документы организации"), то она имеет право проводить экспертизы в том числе и по уголовным делам.