Зачем нужна экспертиза детско-родительских отношений?
Ядром правового регулирования семейных споров является самостоятельное семейно-правовое понятие "интересы ребенка". Нормы семейного кодекса РФ предусматривают различные способы выявления судом интересов ребенка: непосредственное выяснение его мнения, опрос в суде родителей и свидетелей, заключение органов опеки и попечительства. Необходимость выявления судом, наряду с материальными, бытовыми условиями, ряда обстоятельств, имеющих психологическое и клинико-психологическое значение, определяет целесообразность участия в спорах специалистов - психологов и психиаторов. Как правило в рамках экспертизы эти специалисты устанавливают следующие обстоятельства:
- мотивы поведения
- особенности личных отношений родителей к ребенку и друг другу
- индивидуально-психологические особенности всех членов семьи, способных повлиять на обеспечение ребенку условий для воспитания и полноценного психического развития
Кто проводит экспертизу детско-родительских отношений?
Экспертиза детско-родительских отношений проводится с участием эксперта в области психологии. Если на экспертизу поставлены вопросы о состоянии психического здоровья одного из родителей или ребенка, то в этом случае к экспертизе привлекается специалист в области психиатрии.
Насколько широк круг вопросов, на которые отвечает эксперт в рамках экспертизы детско-родительских отношений?
К компетенции эксперта относится предоставление суду рекомендаций по очень широкому кругу вопросов, в частности:
- оценка степени привязанности между родителеми и ребенком
- оценка планов родителей относительно воспитания ребенка
- способности каждого из родителей удовлетворять потребности развития ребенка
- целесообразность определения местожительства ребенка с одним из родителей
- порядок общения ребенка с родителем и другими родственниками
- выяснение предпочтений ребенка, с кем из родителей он хотел бы жить
Должен ли суд учитывать мнение ребенка при вынесении вердикта?
Суды с большим вниманием относятся к педпочтениям ребенка старше 10 лет. Детям же младшего возраста вопрос о предпочтениях задается редко в связи с тем, что мнение такого ребенка в значительной степени зависит от мнения окружающих его взрослых, а также в силу того, что такой вопрос, заданный во время экспертизы, может усугубить внутренний конфликт ребенка и повлиять на результаты всего исследования.
Если вопрос о предпочтениях задается и ребенок в ответ четко формулирует желание жить с одним из родителей, то эксперт должен определить, является ли это желание свободным желанием ребенка, или же повторением чужих слов и результатом психологического воздействия. Также надо учитывать, что в младшем возрасте при ответе на такой вопрос ребенок чаще выбирает того родителя, перед кем испытывает больше страха, или которого считает более злопамятным или ранимым.
Если же ребенок враждебно настроен по отношению к одному из родителей, то эксперт должен определить характер такого отвержения и сформулировать гипотезу о его природе и значении - в некоторых случаях негативные чувства подогреваются другим родителем и не содержат в своей основе серьезных проблем во взаимоотношении между родителем и ребенком.
Во время проведения экспертизы детско-родительских отношений оцениваются ли способности каждого из родителей к воспитанию ребенка?
Определение функциональной способности каждого из родителей к удовлетворению нужд ребенка в настоящем и будущем является важной задачей экспертизы. Эта задача является комплексной и включает в себя:
- анализ психологических нужд и потребностей развития ребенка, оценку способностей родителя удовлетворять эти нужды и потребности
- оценка качества детско-родительского взаимодействия и стилей воспитания каждого из родителей с заключением, какой из них наиболее предпочтителен для ребенка
- определение методов дисциплинарного воздействия каждого из родителей на ребенка и выявление того из них, который лучше помогает ребенку
- оценка психического состояния ребенка и определение хронических состояний, требующих специального ухода; оценка способности каждого из родителей обеспечить такой уход
- оценка образовательных потребностей ребенка, оценка образовательных планов обоих родителей, а также то, насколько они соответствуют друг другу
- оценка этических и духовных ценностей родителей и степень их влияния на ребенка
- определение у родителей антисоциальных тенденций, личностных расстройств, разъяснение степени их влияния на ребенка.
Если родители ребенка являются представителями разных этносов или религиозных конфессий, то как это отразится на результатах экспертизы детско-родительских отношений?
При выполнении экспертизы эксперт должен оценить наличие культурных и этнических влияний и их важность для развития ребенка. Также эксперт должен оценить значимость религиозного воспитания в семье. Ребенок может без ущерба для себя воспитываться в рамках двух религиозных традиций (совместная опека родителями), но продолжающийся конфликт между родителями по поводу его религиозного воспитания будет наносить ребенку вред, и если таковой конфликт имеется в семье, эксперт должен определить степень его влияния на ребенка и предложить пути его разрешения.
Влияет ли пол ребенка на принятие решения о том, кому будет передана опека?
Существует мнение, что дочери лучше воспитываться матерью, а сыну - отцом, однако нет достаточных данных, подтверждающих его справедливость. Более важным являются отношения каждого из родителей с ребенком и их чувствительность к поло-ролевым потребностям ребенка.
Какие социальные факторы влияют на результаты спора об опеке?
При выполнении экспертизы эксперт анализирует множество социальных факторов:
- наличие социальной поддержки окружения - бабушек и дедушек, других членов семьи, друзей, собственные социальные связи ребенка.
- наличие братьев или сестер
- наличие мачехи или отчима
- гомосексуализм родителя
- воровство детей, жестокость
- использование репродуктивных методов при зачатии ребенка - донорство спермы, суррогатное материнство и т.д.
Могут ли братья или сестры быть отданы на опекунство разным родителям?
Специалист при проведении экспертизы должен охарактеризовать отношения между сиблингами (родными братьями и сестрами). Как правило, в период развода и спора об опеки сиблинги оказывают друг другу огромную эмоциональную и психологическую поддержку. Разделение братьев и сестер между родителями на практике используется судами редко и только тогда, когда эксперт доказал необходимость такого разделения.
Кто должен быть обследован при проведении экспертизы детско-родительских отношений?
Чаще всего при проведении экспертизы обследуется ребенок и родители, однако при необходимости обследовано может быть также и близкое окружение ребенка - его бабушки и дедушки, потенциальные отчим и мачеха, няни и т.д.
Можно ли проводить экспертизу детско-родительских отношений без участия второго родителя?
Считается, что если эксперт видел только одного родителя, то он не может высказать свою точку зрения относительно опеки в целом или относительно другого родителя. То есть если в силу каких-либо обстоятельств обследование второго родителя не происходило, то эксперт в своем заключении сможет отразить только те вопросы, которые касались взаимоотношения между исследуемым родителем и ребенком, но не между родителями и не между ребенком и вторым родителем.
Проводится ли во время экспертизы детско-родительских отношений психологическое тестирование родителей?
Как правило, психологическое тестирование родителей (MMPI, TAT, тест Роршаха и пр.) во время экспертизы не проводится. Это связано с тем, что такого рода тесты направлены на выявление психопатологии, а не на оценку родительства, и использование результатов этих тестов в суде приводит к проблеме трактовки их результатов.
При проведении экспертизы детско-родительских отношений обязательна ли встреча детей и родителей, можно ли их обследовать раздельно?
Каждый из детей должен быть хотя бы раз обследован совместно с каждым из родителей. Совместная сессия ребенка с родителем должна происходить после индивидуальной беседы эксперта с ребенком. Во время совместной беседы эксперт устанавливает характер взаимодействия родителя и ребенка, легкость их отношений, признаки тревоги, способность родителя передать ребенку лидерство, методы привлечения к порядку, одобрения, повышения детской самооценки.
В ряде случаев встреча ребенка и родителей может проходить в присутствии судебных приставов.
Как долго длится обследование ребенка и родителей при проведении экспертизы детко-родительских отношений?
Продолжительность собеседований эксперт определяет самостоятельно исходя из анализа ситуации, поставленных вопросов, личностей испытуемых, но, как правило, обследование родителей занимает от 3 до 6 часов, обследование ребенка от 1 до 4 часов, обследование других значимых близких от 1 до 2 часов. В зависимости от количества подэкспертных общее время проведения исследования может потребовать нескольких дней.
Может ли эксперт указывать с кем из родителей должен жить ребенок или какой должен быть установлен порядок встреч родителя и ребенка?
Нет, подобные вопросы входят в компетенцию суда и эксперт не имеет права отвечать на правовые вопросы такого рода. (перечень типовых вопросов, поставленных на экспертизу, см. в статье экспертиза детско-родительских отношений)
При проведении экспертизы детско-родительских отношений нужно ли для исследования предоставлять медицинскую карту ребенка?
В истории развития и болезней ребенка содержится большое количество сведений, имеющих значение для экспертизы. Это данные о гинекологическом анамнезе его матери, сведения о течении беременности и родах, динамике психического развития ребенка на первом году жизни. Также имеет значение насколько регулярно осуществлялось медицинское наблюдение за ребенком, данные о наличии у ребенка рецидивирующих и хронических заболеваний, о систематическом отказе родителей от рекомендуемых медицинских процедур, госпитализаций и т.д.
Большое значение имеют записи о консультациях ребенка у невропатолога, логопеда, имевшиеся обращения к психиатору, психотерапевту как до, так и во время конфликтной ситуации в семье.
Также имеет значение кто проходил обследование с ребенком - мать, отец, бабушка и т.д.
Все эти сведения должны быть отражены в описательной части экспертного заключения.
Может ли эксперт во время проведения экспертизы детско-родительских отношений установить то, что у одного из родителей имеется психическое заболевание?
В случае, когда имеется подозрение на психическое заболевание у родителя или ребенка к проведению экспертизы привлекается эксперт-психиатр, который проводит оценку психического состояния родителей и ребенка, а также анализирует историю болезни (если таковая была представлена на исследование).
Может ли психическое заболевание родителя быть причиной категорического запрета на совместное проживание родителя и детей?
К оценке психического растройства эксперт должен подходить дифференцировано. Имеющееся у родителя, с которым постоянно проживает ребенок, психическое расстройство, в том числе хроническое, во многих случаях не препятствует исполнению им родительских обязанностей и не оказывает негативного влияния на психическое состояние и развитие несовершеннолетнего.
Один родитель в течении продолжительного времени настраивает ребенка против другого родителя. Как это отразится на результатах экспертизы детско-родительских отношений?
Проводя исследование эксперт определяет глубинное, истинное отношение ребенка к родителю. Любое долгое, длящееся в течение продолжительного времени воздействие на ребенка с целью настроить его против одного из родителей будет, безусловно, отмечено экспертом и отражено в содержательной части экспертизы.
Ситуация, при которой ребенок утрачивает позитивное отношение к одному из родителей, является аномальной с клинико-психологической точки зрения и создает риск нарушения психического развития ребенка. В подобных ситуациях определение места жительства ребенка в соответствии с его желанием может противоречить его собственным интересам.
Может ли знакомый психолог или психотерапевт, ранее консультирующий семью, проводить экспертизу детско-родительских отношений?
Если специалист был психотерапевтом одного из членов семьи, то его отношение к другим членам семьи будет предвзятым, сформированным на основе мнения его пациента, и итоговое заключение нельзя будет назвать независимым. Законодательно запрещено проводить экспертизы лицам, состоящим ранее в тесных контактах с испытуемыми. Поэтому, в случае проведения экспертизы личным психологом или психотерапевтом экспертиза может быть не принята судом.
Сколько методик должен использовать эксперт во время проведения экспертизы детско-родительских отношений? Достаточно ли использовать только одну методику, например "Рисунок семьи"?
Количество используемых методик и их выбор зависит от возраста ребенка, его психо-эмоционального состояния. Некоторые методики требуют концентрации и усидчивости, которая еще отсутствует, например, у 8-летних детей. При этом нужно отметить, что самым важным методом оценки характера взаимоотношений между родителем и ребенком является наблюдение за их взаимодействием, сделать категоричный вывод только на основании одной или двух инструментальных методик невозможно.
Обязательно ли проводить экспертизу детско-родительских отношений в Центре, можно ли организовать осмотр дома?
Да, наши эксперты могут провести осмотр на вашей территории, для выяснения подробностей свяжитесь с нами любым удобным для вас способом.
С какого возраста ребенка проводятся экспертизы детско-родительских отношений?
В Законе нет ограничений на возраст ребенка. Но практикуются исследования с 3-х и 3,5 летнего возраста, т.к. в этом возрасте уже имеются зачатки долговременной памяти и ребенок может выражать отношение к людям не только эмоционально, но и вербально.
Как возраст ребенка влияет на выбор методов исследования при проведении экспертизы детско-родительских отношений?
Возраст влияет на выбор методов исследования, потому что у ребенка развиваются познавательные функции и социальные навыки, что определяет рост сложности методик. С возрастом ребенок становится все умнее, а следовательно, возможности психологической работы с ним расширяются, он научается рисовать, у него развивается воображение и игровые навыки (ролевая игра, через которую видно, какие социальные роли он на себя примеряет и с кем идентифицируется). И конечно, в первую очередь исследуется интеллект, потому что на нем основываются и социальные навыки. Также развивается и личностная сфера, появляется самосознание с установлением своего места в мире, что влечет понимание семейной атмосферы и отношения родителей между собой и к ребенку. Таким образом с возрастом ребенка возможности по использованию методик расширяются.
Есть ли смысл в экспертизе детско-родительских отношений если последние годы ребёнок живёт с мамой, а папу видел всего несколько раз?
Все зависит от цели судебного процесса. Если папа хочет определить место жительства с ним, то, скорее всего, он проиграет - если ребенок в долгое время жил только с мамой, тогда экспертиза ничего не решит.
Если цель судебного процесса - определение порядка общения, то экспертиза может быть полезна, особенно, если папа все-таки виделся с ребенком. В этом случае результат экспертизы сильно зависит от возраста ребенка.
Надо помнить, что экспертиза кроме прочего направлена и на выявление негативных личностных качеств родителей, следовательно, она может выявить и позитивные качества папы, что может им впоследствии быть использовано в суде в свою пользу. Кроме того, если ребенок все-таки видится с отцом иногда, то в ходе исследования их совместной деятельности могут всплыть какие-то позитивные эмоции ребенка по отношению к отцу, что также может ему помочь в будущем.
Также, если у отца есть сомнения в необходимости экспертизы, то он может пройти психологическое обследование по имеющимся методикам, и представить его в суд.