Целью проведения конференции являлось привлечение общественного внимания к роли культуры как основы образования, к важности духовно-нравственной составляющей культуры в формировании социального заказа на общее и профессиональное образование. Основными направлениями обсуждения на конференции были сравнение отечественного и зарубежного опыта духовно-нравственного образования и гражданско-патриотического воспитания, рассмотрение концепций взаимодействия культуры и образования в области построения современного образования, ценностных и культурологических проблем современного российского профессионального образования.
В число тем, обсуждавшихся на конференции, вошли темы, посвящённые экспертной деятельности: роль экспертных сообществ как инструмента развития государственной политики в сфере культуры и образования, задачи гуманитарной экспертизы как фактора интеграции культуры и образования, перспективы развития экспертной деятельности в данной сфере.
Анна Королёва приняла участие в заседании объединённых круглых столов «Гуманитарная экспертиза как фактор формирования культурной и образовательной политики в России» и «Культура и образование в контексте социоэкономических процессов». В число выступавших на круглых столах входят профессора Герценовского университета, учителя школ и работники детских садов; на заседании присутствовало большое количество слушателей, включая студентов университета им. А.И. Герцена. На круглых столах председательствовали Алексей Алексеевич Грякалов, профессор кафедры философской антропологии и истории философии РГПУ им. А.И. Герцена, и Кира Владиславовна Преображенская, заведующая кафедрой связей с общественностью и рекламы РГПУ им. А.И. Герцена.
Одной из тем, обсуждавшихся в рамках круглого стола «Гуманитарная экспертиза как фактор формирования культурной и образовательной политики в России», стала роль гуманитарной экспертизы системы образования. Как было неоднократно сказано в выступлениях участников конференции, современная система образования в России претерпевает значительные изменения, вводятся новые образовательные программы, преобразуются формы образования, меняется структура и содержание образования на всех уровнях – дошкольном, школьном и вузовском. В связи с этим возникает необходимость экспертной оценки вводимых программ образования с точки зрения их эффективности, сравнения достоинств и недостатков данных программ, а также разработка экспертами возможных улучшений и изменений образовательной системы. В ходе обсуждения данной темы одной из участниц конференции был приведён пример такого рода исследования, а именно направления зарубежных, в том числе российских, преподавателей в университеты Германии с целью изучения принятой в них организации образования, содержания курсов, существующих форм отчётности, сравнения немецкой системы образования с отечественной.
Анна Королёва выступила на круглом столе «Гуманитарная экспертиза как фактор формирования культурной и образовательной политики в России» с докладом, посвящённым истории и теории автороведческих исследований — вида исследований текста, направленных на установление авторства произведения, отдельных характеристик автора, условий создания произведения, а также выявление признаков авторского произведения в спорном объекте. Значимость выбранной темы обусловлена широким применением автороведческих исследований в различных областях: данный вид анализа очень востребован как в различных судебных делах, так и в исследованиях, связанных с доказательством подлинности и определением автора исторических документов и произведений литературы; автороведческие исследования, таким образом, не только имеют большое прикладное значение, но и представляют интерес с точки зрения таких наук, как история, культурология, литературоведение.
Доклад Анны Королёвой был посвящён истории развития автороведения как раздела науки о тексте и как направления судебных экспертиз. В рамках доклада рассматривалось, как преобразовался со временем сам объект автороведческих исследований, как изменилась в связи с этим теоретическая база данного вида исследований, как происходило формирование и развитие методологии установления авторства. Была дана краткая характеристика существующих методов, используемых в современных автороведческих исследованиях, – лингвистических и статистических.
Доклад вызвал значительный интерес аудитории. Большая часть слушателей была ранее незнакома со спецификой проведения автороведческих экспертиз, а также с деятельностью экспертных организаций в целом. Слушатели задали ряд вопросов, касавшихся взаимодействия экспертных организаций с судами, понимания судьями и юристами необходимости проведения того или иногда вида экспертиз при рассмотрении различных видов дел, необходимости обращения к лицу, обладающему специальными знаниями в определённой области. Отдельно был затронут вопрос о лингвистической составляющей автороведческих исследований, о роли лингвиста в проведении данного вида экспертиз и о разграничении компетенции эксперта-лингвиста и специалистов в других областях.
Доклад также послужил началом бурного обсуждения культурологических и литературоведческих проблем, связанных с установлением авторства Библии, «Слова о полку Игореве». Особый интерес вызвал затронутый в докладе вопрос об авторстве «Тихого Дона». В частности, интересные замечания по этому поводу были высказаны председателем круглого стола профессором Алексеем Алексеевичем Грякаловым.
В целом доклад Анны Королёвой послужил ознакомлению широкого круга слушателей с некоторыми особенностями экспертной деятельности, а также со спецификой конкретного вида экспертиз, с их прикладной и научной значимостью.