Королевский городской суд Московской области | Дело №2-1301/20
Объект исследования
Судебная психолого-педагогическая экспертиза была сосредоточена на анализе детско-родительских отношений и индивидуально-психологических особенностей несовершеннолетнего ребенка в контексте гражданского дела о месте жительства и порядке общения с родителями. Экспертиза основывалась на материалах дела, поскольку очное освидетельствование участников не состоялось. Особенности, повлиявшие на проведение экспертизы, включали отказ или неявку родителей и ребенка на очное освидетельствование, что обусловило проведение исследования исключительно по представленным документам.
- Несовершеннолетний ребенок: девочка, дата рождения 08.10.2014 года, на момент проведения экспертизы в возрасте 6 лет, воспитанница муниципального дошкольного образовательного учреждения. Согласно представленным характеристикам из детского сада, ребенок описывается как общительный, дружелюбный, любознательный, самостоятельный, ответственный, трудолюбивый, способный доводить начатое дело до конца, внимательный. Отмечалась сформированность навыков самообслуживания в соответствии с возрастом.
- Родители ребенка: мать и отец, являющиеся сторонами гражданского дела, находящиеся в состоянии развода и конфликта, касающегося вопросов воспитания и проживания ребенка.
- Материалы гражданского дела: документы, предоставленные судом для исследования, включая исковые заявления, характеристики и протоколы судебных заседаний.
Город
Цель экспертизы
Основной целью проведения данной судебной психолого-педагогической экспертизы было всестороннее и объективное исследование детско-родительских отношений в условиях гражданского дела, касающегося определения места жительства и порядка общения с ребенком. Перед экспертами ставилась задача выявить индивидуально-психологические особенности несовершеннолетнего ребенка, родившегося 08 октября 2014 года, и сопоставить уровень его психического развития с общепринятыми возрастными нормами для старшего дошкольного периода. Особое внимание уделялось выявлению потенциальных объективных конфликтов между родителями, находящимися в состоянии развода, а также глубокому анализу их влияния на психическое и эмоциональное благополучие ребенка. Важным аспектом было определение психоэмоционального отношения ребенка к каждому из родителей, установление возможных признаков негативного отношения и их обусловленности. Эксперты также должны были исследовать истинное желание ребенка относительно проживания с одним из родителей, стремясь определить вариант, который минимизирует негативное воздействие на его психику и обеспечит наименьший ущерб психологическому комфорту.
В процессе выполнения экспертных задач эксперты столкнулись с рядом существенных сложностей. Главной преградой стало отсутствие возможности проведения очного освидетельствования как несовершеннолетнего ребенка, так и его родителей, что было вызвано объективными причинами — неявкой отца с ребенком и отказом матери от прохождения обследования, а также общими эпидемиологическими ограничениями. Вследствие этого, экспертиза была проведена исключительно на основе анализа представленных материалов гражданского дела. Применялись методы психологического анализа документации, а также глубокое теоретическое исследование в области возрастной и педагогической психологии. Эксперты опирались на фундаментальные труды по возрастной психологии, изучали специфику формирования самосознания, самооценки и прохождения кризисных периодов развития у детей дошкольного возраста. Для оценки конфликтной ситуации между родителями анализировались внешние признаки конфликта высокой интенсивности, обозначенные в научной литературе. Методы исследования включали анализ текстовых данных из характеристик и заявлений, представленных в материалах дела. Экспертиза проводилась в соответствии с Федеральным законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и нормами Гражданско-процессуального кодекса РФ, с привлечением актуальной научной литературы по психолого-педагогической экспертизе, включая исследования по влиянию развода на детей и методики оценки детско-родительских отношений.
Вопросы на исследование
- Каковы индивидуально-психологические особенности несовершеннолетнего ребенка, и соответствует ли уровень психического развития ребенка возрастным нормам?
- Какие имеются объективные конфликты между родителями ребенка, и какое влияние на ребенка оказывает конфликт между родителями?
- Каково психоэмоциональное отношение ребенка к его матери? Имеются ли признаки негативного отношения ребенка к матери, если да, то чем они обусловлены?
- Каково психоэмоциональное отношение ребенка к его отцу? Имеются ли признаки негативного отношения ребенка к отцу, если да, то чем они обусловлены?
- Проживать с кем из родителей, с отцом, или с матерью, имеется у ребенка истинное желание (нежелание)? Какой из вариантов проживания ребенка причинит наименьший ущерб его психике и психологическому комфорту?