Дзержинский городской суд Нижегородской области | Дело №2-2221/2014 ~ М-1894/2014
Объект исследования
Объектом судебной искусствоведческой экспертизы выступала картина, выполненная маслом на холсте и наклеенная на картон. Этот предмет искусства, изображающий сцену в парижском кафе, требовал детального анализа для определения его характеристик, которые могли повлиять на установление подлинности и художественной ценности. В процессе осмотра были выявлены следующие особенности:
- Картина, выполненная маслом на холсте, имела размеры 26,5 х 24 см. Холст был наклеен на картон размерами 28 х 25,5 см.
- Холст крупнозернистый, его края были ровно обрезаны по красочному слою, что говорило о возможных модификациях или вторичном использовании.
- Состояние живописи было оценено как хорошее, однако присутствовал небольшой кракелюр в нижней части холста и незначительные осыпи красочного слоя.
- Картина написана на светлом меловом грунте, с применением имприматуры розового цвета в нижней половине холста, которая просвечивала в местах осыпей красочного слоя.
- В нижнем левом углу картины была расположена подпись художника.
- Сюжет произведения – сцена в парижском кафе.
- Произведение выполнено в темных приглушенных тонах (оттенки чёрного, умбры), с акцентами белил, краплака и лимонно-желтых тонов.
- Манера исполнения эскизная, основные планы созданы жидкой масляной краской, а фигуры людей и предметы обстановки выполнены корпусной работой кистью.
- Картон, на который был наклеен холст, имел значительные потертости, следы повреждений верхнего слоя, порезы и порывы.
- На оборотной стороне картона были обнаружены надписи, выполненные тушью от руки, содержащие информацию о предполагаемом авторе и принадлежности к художественному собранию.
Город
Цель экспертизы
Основной целью проведения судебной искусствоведческой экспертизы явилось всестороннее исследование представленной картины для установления ее происхождения, потенциального авторства и определение ее антикварно-художественной ценности. Перед экспертом стояла задача изучить произведение с точки зрения его стилистических особенностей, техники исполнения и материалов, чтобы ответить на вопросы о принадлежности картины кисти известного художника-импрессиониста и оценить ее художественное значение. В ходе исследования применялись методы формально-стилистического анализа, детальный визуальный осмотр, макросъемка отдельных элементов и исследование живописи в УФ-флуоресценции. Эти методики позволили тщательно проанализировать красочный слой, грунт, характер подписи, определить наличие и характер возможных реставрационных вмешательств или более поздних модификаций, которые могли повлиять на атрибуцию и оценку произведения. Особое внимание уделялось сопоставлению выявленных особенностей картины с известными данными о творчестве заявленного мастера и общими художественными тенденциями начала XX века.
Процесс проведения экспертизы требовал от экспертов преодоления ряда сложностей, связанных с необходимостью точной идентификации признаков, указывающих на подлинность или, напротив, на имитацию авторства. Среди значимых нюансов, которые были подвергнуты анализу, выделялось изучение способа нанесения подписи и ее соотношения с основным живописным слоем, а также особенности крепления холста к картону, что могло указывать на изменение конфигурации произведения. Юридической основой для проведения работ послужили положения Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ», Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения о государственной историко-культурной экспертизе» и Федерального закона РФ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». При поддержке специализированного оборудования, включающего метр-рулетку, фотоаппарат Nicon, лабораторный микроскоп Leica и оборудование для УФ-флуоресценции, эксперты смогли получить объективные данные о материалах и технике живописи, обеспечившие максимально полную и обоснованную оценку исследуемого объекта.
Вопросы на исследование
- Принадлежит ли представленная для исследования картина кисти художника-импрессиониста?
- Представляет ли картина антикварно-художественную ценность?