Московский областной суд | Дело №33-2423/2020
Объект исследования
Объектами исследования являлись несовершеннолетние дети и их родители, чьи индивидуально-психологические особенности, семейные взаимоотношения и реакции на конфликтную ситуацию в семье подлежали детальному анализу. Экспертиза была направлена на определение наилучших условий для развития и воспитания детей в условиях судебного разбирательства между родителями.
Основные особенности, повлиявшие на экспертизу, включали возрастные стадии развития детей – младший подростковый, младший школьный и дошкольный возраст, каждый из которых характеризуется специфическими потребностями и реакциями на стрессовые ситуации. Также учитывались индивидуальные психологические профили родителей, их стили воспитания и отношение к детям, а также к разрешению семейного конфликта.
- Старший ребенок: возраст 12 лет на момент исследования (младший подростковый возраст). Общительный, ответственный, склонен к рефлексии, демонстрирует тревожность и неустойчивую самооценку. Отмечена поверхностность суждений в определенных аспектах и подверженность импульсивности.
- Средний ребенок: возраст 7 лет на момент исследования (младший школьный возраст). Отличается контактностью и коммуникабельностью. Наблюдается низкий уровень развития фантазии и заниженная самооценка. Проявляет тенденцию к рефлексии и большое значение придает мнению окружающих.
- Младший ребенок: возраст 5 лет на момент исследования (дошкольный возраст). Открытая, дружелюбная, подвижная и игривая. Выявлена неуверенность в себе, нерешительность, низкий уровень притязаний и инфантильность. Обладает устойчивой тенденцией к деятельности.
- Мать: возраст зрелый на момент исследования. Интроверт с низким уровнем нейротизма. Характеризуется эмоциональной стабильностью, расчетливостью и целеустремленностью. В воспитании проявляет высокий уровень принятия и кооперации, умеренный контроль и спокойное отношение к неудачам детей.
- Отец: возраст зрелый на момент исследования. Амбоверт (средние значения экстраверсии) с низким уровнем нейротизма. Обладает эмоциональной стабильностью, уверенностью и решительностью. В воспитании демонстрирует высокий уровень принятия и кооперации, но низкий уровень симбиоза и контроля.
- Медицинские карты несовершеннолетних: три медицинские карты детей, предоставленные для анализа общего физического состояния и исторической информации.
- Материалы гражданского дела: 247 листов материалов дела, содержащие документацию, касающуюся семейной ситуации и судебного процесса.
Город
Цель экспертизы
Основной целью проведения данной психолого-педагогической экспертизы являлось всестороннее изучение индивидуально-психологических особенностей несовершеннолетних, их эмоциональных состояний и уровня развития, а также анализ взаимоотношений между детьми и каждым из родителей в контексте семейного конфликта. Перед экспертом стояла задача оценить влияние сложившейся конфликтной ситуации между родителями на психическое состояние детей, определить степень их привязанности к каждому из родителей и выявить возможные психологические препятствия для общения с ними. Экспертное исследование было направлено на предоставление суду объективных данных о психологическом климате в семье, особенностях воспитательного процесса, планах родителей по воспитанию детей и их способности обеспечить гармоничное развитие своих несовершеннолетних. Особое внимание уделялось выявлению несамостоятельности мнений детей относительно места жительства и влиянию родителей на их позицию, а также поиску вариантов проживания, способных минимизировать потенциальный психологический ущерб.
В процессе работы эксперты столкнулись со сложностью оценки эмоционального состояния детей, находящихся в условиях повышенной тревожности и стресса, вызванных родительским конфликтом. Для преодоления этих трудностей применялись комплексные методы исследования, включающие психологический анализ материалов дела, непосредственное наблюдение, беседы, а также широкий спектр стандартизированных и проективных психодиагностических методик. Среди использованных методов были "Таблицы Шульте" для оценки внимания, тест "10 слов" для изучения памяти, проективные методики "Рисунок несуществующего животного", "Рисунок семьи" и "Семейная социограмма" для анализа внутрисемейных отношений и самооценки, а также тесты Айзенка и Басса-Дарки для оценки личностных качеств и агрессии у родителей. При оценке поведения и развития детей учитывались возрастные нормы, описанные в трудах Э. Эриксона и Л. Франке, а также соответствие психофизиологического развития детей данным показателям. Нормативные документы, такие как Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», являлись основой для проведения исследования, а также ГОСТ Р ИСО 9001-2015, регламентирующий систему менеджмента качества экспертной организации. Методики, ориентированные на изучение детско-родительских отношений, включая тест-опросники А.Я. Варга, В.В. Столина и PARI, помогли детализировать восприятие семьи и родительские установки.
Вопросы на исследование
- Каковы индивидуально-психологические особенности детей (старшего, среднего, и младшего ребенка), связаны ли они с ситуацией семейного конфликта и как влияют на взаимоотношения с родителями?
- Каковы индивидуально-психологические особенности каждого из родителей (отца и матери), оценить их поведение, связанное с воспитанием детей, и планы каждого из родителей по воспитанию детей? Каково возможное негативное влияние индивидуально-психологических особенностей каждого из родителей на психологическое состояние и особенности психического развития детей?
- Каково восприятие детьми (старшим, средним, и младшим ребенком) семейной ситуации и отношений, сложившихся между родителями?
- Каковы отношения отца и матери к детям?
- Каковы отношения детей к каждому из родителей, а также к другим членам семьи (бабушкам, дедушкам, сожителю матери) и каково отношение каждого ребенка к месту проживания сожителя матери и к нему лично?
- В случае установления отказа детей от общения с отцом или матерью, указать причину отказа?
- Выяснить мнение детей по вопросу определения места жительства, является ли оно самостоятельным? Имеет ли место навязывание мнения со стороны родителей, если да, то кем из родителей?
- Имеются ли с психологической точки зрения у матери или отца обстоятельства, препятствующие их общению с ребенком?
- К кому из родителей старший ребенок привязан больше?
- К кому из родителей средний ребенок привязан больше?
- К кому из родителей младший ребенок привязан больше?
- Какой из вариантов проживания каждого ребенка с родителями причинит наименьший ущерб детской психике?
- Кто из родителей имеет для детей наибольший авторитет, влияние?
- Разрыв с кем из родителей для детей может быть причиной наиболее сильной психологической травмы?
- Выражают ли дети какое-либо мнение относительно проживания с кем-либо из родителей? Если выражают то какое?
- Соответствует ли уровень психического развития ребенка возрастным нормам?
Иллюстрации
Кейс связан со следующими видами экспертиз:
Смотрите также:
Экспертиза №83360
Химкинский городской суд Московской области | Дело №2-750/2020 (2-6824/2019) ~ М-6853/2019
Аннотация
Вид экспертизы
Экспертиза №82783
Железнодорожный районный суд г. Воронежа | Дело №2-49/2020
Аннотация
Вид экспертизы
Экспертиза №79296
Устьянский районный суд Архангельской области | Дело №2-2/2020 (2-258/2019;) ~ М-211/2019
Аннотация
Вид экспертизы
Экспертиза №80118
Узловской городской суд Тульской области | Дело №2-1178/2019
Аннотация
Вид экспертизы
Экспертиза №78615
Преображенский районный суд города Москвы | Дело №02-1781/2019 (02-6430/2018) ∼ М-5914/2018
Аннотация
Вид экспертизы
Экспертиза №76002
Преображенский районный суд города Москвы | Дело №02-0384/2019 (02-5019/2018) ∼ М-4013/2018, М-7170/2018
Аннотация
Вид экспертизы
Экспертиза №63733
Люблинский районный суд г. Москвы | Дело №02а-0031/2020 (02а-0469/2018,02а-0035/2019)
Аннотация
Судебная комиссионная медицинская экспертиза была проведена для анализа медицинской документации и оценки состояния здоровья гражданина с заболеваниями костно-мышечной системы и соединительной ткани. Целью экспертизы было выявление степени нарушения функций организма и установление соответствия определенной категории годности к военной службе согласно Положению о военно-врачебной экспертизе. В процессе работы экспертами изучались различные акты исследования состояния здоровья, выписные эпикризы и иные материалы административного дела, с применением методов документального анализа и сопоставления медицинских данных с требованиями нормативных документов. Это позволяло сформировать комплексное экспертное мнение относительно медицинской составляющей оценки призывной комиссией и соответствия её законодательным нормам.