Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики | Дело №33-309/2021
Объект исследования
Объектами исследования выступали материалы гражданского дела, содержащие информацию о дорожно-транспортном происшествии, произошедшем 12 октября 2018 года. Экспертиза проводилась на основе документации и фотоматериалов, описывающих дорожную обстановку и повреждения двух легковых автомобилей. Осмотр объектов на месте происшествия экспертом не проводился, что требовало детального анализа представленных данных.
В ходе исследования были рассмотрены:
- Гражданское дело № 2-6/2021 в семи томах: содержит определения, протоколы, показания участников и свидетелей, схемы, фотоматериалы.
- Автомобиль 1: (ранее "Мерседес Бенц С180")
- Со слов водителя, скорость движения перед ДТП составляла 20 км/ч.
- Полученные повреждения: обе правые двери, заднее правое крыло, задний бампер, заднее правое колесо. Установлены объемные вмятины на заднем правом крыле и задней правой двери, отслоения и наслоения лакокрасочного покрытия, повреждения топливного лючка, повреждения передней правой двери.
- Автомобиль 2: (ранее "Тойота Рав 4")
- Со слов водителя, скорость движения перед ДТП составляла 40 км/ч.
- Полученные повреждения: капот, левая фара, решетка радиатора, решетка бампера, левая противотуманная фара (ПТФ), переднее левое крыло. Установлены горизонтально ориентированная объемная вмятина на капоте, объемная вмятина на левом переднем крыле, разрывы, трещины и наслоения лакокрасочного покрытия накладки переднего бампера, накладка бампера оторвана от крепления.
Город
Адрес
Цель экспертизы
Целью данной судебной автотехнической транспортно-трасологической экспертизы являлось всестороннее и объективное исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия, произошедшего 12 октября 2018 года в городе Черкесске с участием двух автомобилей. Перед экспертом стояла задача определить соответствие объяснений участников дорожного движения и показаний свидетеля фактическому развитию ситуации на дороге. Особое внимание уделялось установлению детального механизма столкновения, включающего анализ траекторий движения транспортных средств до и в момент контакта, их взаимного расположения на проезжей части, а также характера и локализации всех полученных повреждений автомобилей. Эксперты стремились воссоздать объективную картину происшествия, используя исключительно доступные материалы гражданского дела, такие как свидетельские показания, схемы дорожно-транспортного происшествия, протоколы об административных правонарушениях и фотоматериалы поврежденных транспортных средств. Это исследование было направлено на предоставление судебным органам исчерпывающих технических данных, необходимых для правильной юридической квалификации событий и вынесения обоснованного решения по гражданскому делу, разрешая спорные вопросы, касающиеся ответственности сторон. Одной из ключевых задач было также установить, имели ли водители техническую возможность избежать столкновения в сложившейся ситуации, что требовало комплексного анализа дорожно-транспортной обстановки и действий участников.
В процессе проведения данной экспертной работы эксперты сталкивались с определёнными сложностями, обусловленными необходимостью формирования выводов исключительно на основании косвенных данных. Прямого осмотра места происшествия и самих транспортных средств экспертом не проводилось, что требовало повышенной аккуратности и высокой квалификации при интерпретации фотоматериалов и схем. Важным препятствием стало отсутствие в материалах дела точных сведений о расстоянии между транспортными средствами в момент возникновения опасности для движения, а также подробных данных о следах торможения, что влияло на возможность проведения некоторых расчетов. Для решения поставленных вопросов экспертами применялся комплекс апробированных теоретических и практических методов исследования. В него входили качественно-описательные, графические методы, методы сравнительного описания повреждений и следов, а также тщательный анализ нормативных правовых актов, регулирующих дорожное движение. Особое внимание уделялось положениям Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», а также Правил дорожного движения Российской Федерации, в частности пунктам 10.1 (о выборе скорости и действиях при возникновении опасности) и 8.5, 8.7 (о правилах маневрирования и поворота). Проводилось сопоставление субъективных показаний участников с объективными признаками повреждений и расположением транспортных средств, зафиксированными на схемах и фотографиях, для максимально точной реконструкции механизма столкновения.
Вопросы на исследование
- Соответствуют ли объяснения водителя транспортного средства 2 и водителя транспортного средства 1 развитию дорожно-транспортной ситуации 12 октября 2018 года перед столкновением автомобилей?
- Соответствует ли объяснение свидетеля развитию дорожно-транспортной ситуации 12 октября 2018 года перед столкновением автомобилей?
- Как должны были действовать в сложившейся дорожно-транспортной ситуации 12 октября 2018 года водитель транспортного средства 2 и водитель транспортного средства 1, чтобы избежать столкновение?
- Имел ли водитель транспортного средства 2 техническую возможность избежать столкновение?
- Все ли повреждения автомобилей 1 и 2 были получены в результате ДТП 12 октября 2018 года?
- Установить механизм столкновения и возникновения повреждений автомобилей 1 и 2?
- Установить направление движения, скорость и ускорение автомобилей 1 и 2 в момент столкновения?
- Установить расположение на проезжей части автомобилей 1 и 2 в момент столкновения?
- Установить, как двигались автомобили 1 и 2 перед взаимодействием (траектория)?
- Анализ возможных и предпринятых водителем транспортного средства 2 действий, чтобы избежать столкновение?
- Сколько времени прошло от начала торможения транспортного средства 2, до столкновения?
- Допущено ли водителем транспортного средства 1 нарушение ПДД при ДТП, произошедшем 12 октября 2018 года в 10 часов 28 минут, по адресу: Карачаево-Черкесская республика, г. Черкесск, ул. Привокзальная, 6А?
- В случае если водителем транспортного средства 1 допущено нарушение ПДД, установить явилось ли указанное нарушение причиной самого ДТП?
- Допущено ли водителем транспортного средства 2 нарушение ПДД при ДТП, произошедшем 12 октября 2018 года в 10 часов 28 минут, по адресу: Карачаево-Черкесская республика, г. Черкесск, ул. Привокзальная, 6А?
- В случае если водителем транспортного средства 2 допущено нарушение ПДД, установить явилось ли указанное нарушение причиной самого ДТП?