Московский областной суд | Дело №33-1221/2021
Объект исследования
Основными объектами данной психолого-педагогической экспертизы являлись психологическое состояние, особенности восприятия семейной ситуации и динамика взаимоотношений между несовершеннолетними детьми и их родителями в контексте гражданского дела об определении места жительства детей. Исследование было направлено на глубокий анализ индивидуально-психологических особенностей каждого участника, а также их взаимного влияния.
- Несовершеннолетний 1, 2012 года рождения. Исследование индивидуально-психологических особенностей, восприятия семейной ситуации, эмоционального и когнитивного развития, а также характера взаимоотношений с каждым из родителей.
- Несовершеннолетний 2, 2014 года рождения. Изучение индивидуально-психологических особенностей, уровня когнитивного и эмоционально-волевого развития, восприятия семейной ситуации и особенностей взаимодействия с родителями.
- Родитель (отец). Анализ индивидуально-психологических особенностей, поведения, связанного с воспитанием детей, планов по их воспитанию, а также доминирующего стиля взаимодействия в детско-родительских диадах.
- Родитель (мать). Исследование индивидуально-психологических особенностей, поведения в воспитательном процессе, планов по развитию детей и характера взаимодействия в детско-родительских диадах.
Город
Цель экспертизы
Целью проведения судебной психолого-педагогической экспертизы являлось всестороннее изучение психологического состояния и особенностей взаимоотношений между несовершеннолетними и их родителями в условиях затяжного семейного конфликта. Эксперты стремились выявить индивидуально-психологические особенности каждого участника процесса – как детей, так и взрослых – чтобы определить, как эти особенности, а также текущая конфликтная ситуация, влияют на детей и их отношения с матерью и отцом. Важным аспектом было установление восприятия детьми семейной драмы, их мнения относительно общения с каждым из родителей и места жительства, а также оценка самостоятельности этих мнений. Исследование также было направлено на выявление потенциального негативного влияния индивидуально-психологических характеристик каждого родителя на психическое развитие и эмоциональное благополучие детей, что имеет решающее значение для принятия обоснованных судебных решений в интересах ребенка. Проведенная работа требовала глубокого анализа сложных межличностных отношений и индивидуальных психологических профилей, учитывая их взаимное влияние в контексте развода родителей.
В процессе выполнения экспертизы экспертам пришлось преодолевать ряд сложностей, связанных с высокой эмоциональной напряженностью участников дела и потенциальной склонностью к искажению информации или представлению ее в выгодном для себя свете. Для объективной оценки были применены многомерные психолого-педагогические методы, включая тщательное наблюдение за поведением и общением каждого участника, а также структурные и направленные психологические беседы. Комплексное экспериментально-психологическое исследование включало батарею методик, адаптированных под возрастные особенности несовершеннолетних, таких как задания на восприятие, память, внимание, мышление ("Исключение лишнего", "Сравнение понятий", "Последовательность событий"). Для исследования эмоционально-личностной сферы и семейных взаимоотношений применялись проективные тесты, например, тест детской апперцепции Л. Беллака, методики "Лесенка", "Завершение предложения" (В. Михала), цветовой тест отношений (ЦТО), а также рисуночные проективные методики ("Кинетический рисунок семьи", "Рисунок семьи животных", "Два дома"). В отношении взрослых использовались стандартизированные опросники личности ("16 PF"), тесты самообладания (Золотаревой) и методики анализа семейных взаимоотношений ("АСВ", "Стили родительского поведения" С. Степанова), а также тест Люшера. Эти инструменты помогли получить максимально объективные данные о состоянии и динамике взаимодействия всех членов семьи, минимизируя субъективные искажения. Работа по проведению экспертизы велась с строгим соблюдением положений Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и общепринятых этических норм психолого-педагогической практики, что обеспечило надежность и обоснованность полученных выводов.
Вопросы на исследование
- Каковы индивидуально-психологические особенности детей: Несовершеннолетнего 1, 2012 года рождения, Несовершеннолетнего 2, 2014 года рождения, связаны ли они с ситуацией семейного конфликта и как влияют на взаимоотношения с родителями?
- Каковы индивидуально-психологические особенности каждого из родителей: Родителя (отца), Родителя (матери), оценить их поведение, связанное с воспитанием детей, и планы каждого из родителей по воспитанию детей? Каково возможное негативное влияние индивидуально-психологических особенностей каждого из родителей на психологическое состояние и особенности психического развития детей?
- Каково восприятие детьми: Несовершеннолетним 1, 2012 года рождения, Несовершеннолетним 2, 2014 года рождения, семейной ситуации и отношений, сложившихся между родителями, и отдельно матери и отца?
- Имеют ли несовершеннолетние Несовершеннолетний 1, Несовершеннолетний 2 желание и намерение общаться с отцом/матерью? Сформировано ли это мнение самостоятельно или под влиянием ближайшего окружения, одного из родителей или третьих лиц; чем данное желание детей обусловлено?
- Может ли проживание несовершеннолетних Несовершеннолетнего 1, Несовершеннолетнего 2 с отцом/матерью оказать негативное влияние на их развитие?
- Выяснить мнение детей по вопросу определения места жительства, является ли оно самостоятельным? Имеет навязывание мнение со стороны родителей, если да, то кем из родителей?