Оценка транспорта – это процедура определения актуальной рыночной цены на представленное средство передвижения. Оценка транспорта выполняется профессиональными экспертами, имеющими специализированное образование и богатый опыт работы в данной области.
Оценка транспорта – один из наиболее популярных видов оценочных экспертиз. Это связано с тем, что количество единиц транспорта в современном обществе невероятно велико и продолжает увеличиваться с каждым днем. Как и с любыми другими формами собственности, с транспортом регулярно совершаются различные манипуляции – транспортные средства можно продавать, покупать, активно использовать, использовать в качестве залога, а также страховать.
В результате оценки транспорта инициатору исследования представляется отчет об оценке, имеющий доказательную силу. Данный отчет может быть представлен в суде в качестве доказательства правоты одной из сторон.
Случаи, в которых целесообразно прибегать к независимой оценке транспорта.
Объектами оценки являются предметы собственности, некоторые из которых принято квалифицировать как движимое, а некоторые – как недвижимое имущество. К данному виду экспертных исследований прибегают при любых действиях с объектом оценки – продаже, дарении, получении в наследство, оформлении страховки и так далее. Чаще всего, оценка транспорта требуется в следующих случаях:
- Для подготовки транспортного средства к продаже (или при покупке транспортного средства).
- При оформлении транспортного средства в качестве залога для получения кредитных средств.
- В процессе оценки совокупной имущественной базы собственника (физического лица или организации).
- Для получения страховой выплаты при наступлении страхового случая.
- В процессе оформления наследства или решения имущественных споров по вопросам раздела наследуемого имущества.
- Для определения арендной стоимости транспортного средства.
- Для подтверждения установленной таможенной стоимости.
- При утилизации (ликвидации) транспортных средств.
- При оформлении дополнительного вклада в уставной капитал организации.
- При оформлении банкротства компании – для распродажи имущества.
- Для постановки на учет безвозмездно полученных транспортных средств.
Классификация видов транспортных средств, применяемая специалистами в области оценки транспорта
Необъятное множество существующих и широко используемых транспортных средств нуждается в определенной классификации, тем более, что сферы применения данных объектов могут быть самыми разнообразными. В качестве основы для классификации была выбрана среда, в которой перемещается транспортное средство. С этой точки зрения, эксперты по оценке транспорта выделяют следующие группы транспортных средств:
- Воздушный транспорт.
- Автомобильный транспорт.
- Железнодорожный транспорт.
- Водный транспорт.
Оценка автомобильного транспорта
Оценка транспорта в отношении автомобилей применяется чрезвычайно часто. На сегодняшний день по различным оценкам только в Москве насчитывается более четырех с половиной миллионов машин. Потребность в определении рыночной стоимости возникает постоянно. И, несмотря на большое количество экспертных центров и частных оценщиков, проблема выбора профессионального эксперта по-прежнему велика. Для того, чтобы не ошибиться в выборе специалиста, стоит обращать внимание на его репутацию, образование и имеющийся опыт в области оценки транспорта. Наиболее часто встречающийся повод для оценки автомобилей – это получение страховой выплаты после аварии. Страховые компании располагают своими собственными штатными оценщиками, однако, не секрет, что цена на автомобиль, определенная страховой компанией, чаще всего бывает сильно заниженной. Для того, чтобы узнать цену автомобиля, соответствующую среднему рыночному показателю цен на аналогичные средства передвижения, стоит воспользоваться услугами независимого специалиста по оценке транспорта. Это позволяет значительно повысить страховую выплату. Кроме взаимодействия со страховой компанией, оценка автомобиля часто требуется при разделе имущества или при постановке подаренного автомобиля на учет. Установление стоимости на грузовые автомобили, автобусы и прочие виды автомобильного транспорта часто требуется организациям и выполняется в ходе общей оценки имущества компании.
При оценке автомобильного транспорта учитывают следующие показатели и свойства автомобиля:
- Общий срок эксплуатации единицы транспорта.
- Марку автомобиля и его производителя.
- Количество пройденных километров (пробег).
- Уровень износа и общее инженерное состояние, необходимость ремонта и так далее.
Оценка транспорта в отношении автомобилей – довольно непростой вид исследования, несмотря на его огромную популярность. Огромное значение при проведении этой процедуры имеет профессиональный опыт эксперта и доскональное знание конъюнктуры рынка автомобильного транспорта.
Оценка водного транспорта
Согласно действующему законодательству Российской Федерации, водный транспорт квалифицируется как недвижимое имущество и в обязательном порядке подлежит государственной регистрации. Под водным транспортом понимают средства передвижения и перевозки грузов, перемещающиеся по водоемам внутренней и внешней акватории. Суда внутренней акватории называются речным транспортом и используются для перевозки людей и грузов на реках и озерах. Суда внешней акватории называются морским транспортом и отличаются более крупными размерами (как правило), большей грузоподъемностью, а также способностью переносить сильный шторм. Оценка транспорта осуществляется в отношении следующих водоплавающих средств передвижения:
- Пароходы
- Корабли
- Лодки
- Яхты
- Катера
- Гидроциклы
Для оценки объекта, относящегося к группе водного транспорта, необходимо предоставить копии правоустанавливающих документов, а также следующие данные и параметры оцениваемого судна:
- Дату и место создания оцениваемого объекта.
- Его функциональное назначение.
- Класс регистра, к которому относится данное транспортное средство и его регистровый номер.
- Данные владельца представленного на экспертизу транспортного средства.
- Юридические лица предоставляют полную стоимость судна, а также его остаточную балансовую стоимость.
- Размеры оцениваемого судна – длина и ширина транспортного средства, высота борта и так далее.
- Вместительность транспортного средства.
- Грузоподъемность транспортного средства.
- Количество палуб и водонепроницаемых перегородок.
- Количество запасов, размещаемых на судне – твердый груз, балласт, топливо, питьевая вода и пр.
- Информацию об основном двигателе судна – его тип, марку, мощность и производителя.
- Марку и тип главного редуктора транспортного средства (элемента передачи мощности на судне).
- Количество котлов, их производительность и показатели давления.
- Описание судовых устройств с указанием их кратких характеристик.
- Данные о спасательных средствах.
- Источники энергии электрической сети на транспортном средстве.
- Описание уровня автоматизации оцениваемого транспортного средства.
- Перечень и описание промыслового оборудования (если таковое имеется).
Оценка воздушного транспорта
Воздушный транспорт, как и водный, относится к недвижимому имуществу и подлежит государственной регистрации. Оценка транспорта производится в отношении следующих летательных аппаратов:
- Грузовые самолеты
- Пассажирские самолеты
- Вертолеты
- Малые воздушные суда
- Прочие летательные аппараты
Для определения цены воздушного судна необходимо представить эксперту правоустанавливающие документы, а также сообщить основные характеристики летательного аппарата:
- Место производства и год выпуска.
- Основные летные характеристики.
- Функциональные характеристики.
- Сведения о двигателях – количество, тип, мощность, год выпуска и пр.
- Грузоподъемность и количество пассажиров, которые могут перевозиться на борту.
- Прочие характеристики – в зависимости от типа летательного аппарата и особенностей проводящейся экспертизы.
Оценка железнодорожного транспорта
После железнодорожной реформы, в корне изменившей систему железнодорожных перевозок на территории Российской Федерации, оценка транспорта в этой области стала весьма востребованной. Это связано с появившейся у российских предпринимателей возможности арендовать вагоны, составы, цистерны и локомотивы, а также совершать над ними всевозможные экономические и финансовые операции. Оценке подлежат как целые составы, так и локомотивы, вагоны, цистерны и так далее.
Железнодорожные составы разделяются на два основных вида – тяговый и нетяговый. К тяговому виду относятся локомотивы (паровозы, электровозы, тепловозы), дизельные поезда и электропоезда. К нетяговому виду относятся различные вагоны – цистерны, платформы, контейнеры, пассажирские и пр. Для производства оценки транспорта в железнодорожной сфере необходимо передать специалисту, проводящему исследование, копии правоустанавливающих документов, а также следующие сведения:
- Наименование транспортного средства, его марка и модель.
- Страна, в которой транспортное средство было произведено, а также наименование компании-производителя.
- Дату выпуска транспортного средства.
- Год введения транспортного средства в эксплуатацию.
- Норму амортизации на данное железнодорожное транспортное средство.
- Исходную стоимость оцениваемого объекта, а также его текущую балансовую стоимость.
- Функциональное предназначение.
- Основные технические характеристики.
Правовые основы для проведения экспертизы по оценке транспорта
За определение того, относится ли объект собственности к движимому или недвижимому имуществу, отвечает Гражданский кодекс Российской Федерации. Согласно статье 130 (часть 1), к недвижимому имуществу, подлежащему обязательной государственной регистрации относятся:
- Летательные аппараты (воздушные суда).
- Морские суда (корабли, пароходы, лайнеры и пр.).
- Водный транспорт внутренней акватории.
- Космические объекты.
Статья 307 Уголовного кодекса Российской Федерации предписывает ответственность эксперта, осуществляющего исследование, за дачу ложных показаний в суде, а также за составление экспертного заключения, содержащего выводы, не соответствующие истине. Статья предполагает меру наказания за эти противоправные деяния в том случае, если они были преднамеренные, а не явились следствием некомпетентности специалиста по производству экспертных мероприятий.
Вопросы, на которые отвечает эксперт, специализирующийся на оценке транспорта
Поскольку оценка транспорта производится в отношении транспортных средств, очень разных по внешнему виду, принципам функционирования и способам использования, перечень вопросов при проведении каждого конкретного исследования составляется индивидуально, в зависимости от типа и свойств оцениваемого объекта, а также от целей и задач исследования, поставленных перед экспертом. Тем не менее, в процессе выполнения оценки транспорта, специалист может отвечать на следующие вопросы:
- Какова рыночная стоимость представленного на экспертизу автомобиля на момент проведения исследования?
- Какова стоимость двигателя, установленного в летательный аппарат, представленный для проведения оценки транспорта?
- Какова рыночная стоимость оцениваемого летательного аппарата?
- Какова арендная стоимость оцениваемого летательного аппарата?
- Какова актуальная арендная стоимость представленного на оценку железнодорожного средства передвижения?
- Какова рыночная цена оцениваемого корабля (парохода, яхты, катера)?
- Какова стоимость данного автомобиля после произошедшей аварии? Какова была его стоимость до инцидента?
- Каким образом на стоимость транспортного средства влияет установленное на него дополнительное оборудование, инженерные системы и пр.?
Проведение экспертизы по уголовному делу
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. N 28 "О судебной экспертизе по уголовным делам" экспертиза по уголовному делу может быть проведена либо государственным экспертным учреждением, либо некоммерческой организацией, созданной в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "О некоммерческих организациях", осуществляющих судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами.
Коммерческие организации и лаборатории, индивидуальные предприниматели, образовательные учреждения не имеют права проводить экспертизу по уголовному делу, ровно как и некоммерческие организации, для которых экспертная деятельность не является уставной. Экспертиза, подготовленная указанными организациями в рамках уголовного процесса, может быть признана недопустимым доказательством, т.е. доказательством, полученным с нарушением требований процессуального закона.
Недопустимые доказательства не могут использоваться в процессе доказывания, в том числе, исследоваться или оглашаться в судебном заседании, и подлежат исключению из материалов уголовного дела.
Так как АНО "Судебный эксперт" является автономной некоммерческой организацией, а проведение судебных экспертиз является её основной уставной деятельностью (см. раздел "Документы организации"), то она имеет право проводить экспертизы в том числе и по уголовным делам.