Арбитражный суд Свердловской области | Дело №А60-26346/2022
Объект исследования
Объект исследования представляет собой отремонтированный участок автомобильной дороги федерального значения, расположенный в специфических природных условиях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Данный участок трассы характеризуется прохождением по таежно-болотистой местности, где преобладают торфяно-болотистые почвы и водонасыщенные грунты переменной плотности. Эти факторы оказывают существенное влияние на долговечность и стабильность дорожного полотна. До проведения ремонтных работ, дорожное покрытие находилось в неудовлетворительном состоянии, о чем свидетельствует наличие множественных "отраженных" трещин, выбоин и разрушений.
- Автомобильная дорога Р-404 "Тюмень - Тобольск - Ханты-Мансийск", участок с км 852+000 по км 882+000.
- Общая протяженность исследуемого участка: 30 км.
- Местоположение: Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра.
- Категория дороги: III техническая категория.
- Конструкция дорожной одежды: Капитального типа, включающая асфальтобетонное покрытие (изначальная толщина от 0,03 м до 0,06 м) уложенное на железобетонные плиты ПДН (размером 6х2х0,18 м).
- Основные типы дефектов до ремонта: "Отраженные" поперечные трещины (с шагом 6-12 м и глубиной раскрытия до 3 см), "отраженные" продольные трещины (по оси, глубиной раскрытия до 2 см), выбоины, разрушение кромок покрытия, выкрашивание. Отдельные железобетонные плиты основания имели разрушения.
- Работы по ремонту, согласно представленным документам, включали:
- Фрезерование существующего асфальтобетонного покрытия (средняя толщина 0,05 м).
- Устройство выравнивающего слоя из щебеночно-песчаной смеси, обработанной цементом (толщиной 0,10 м).
- Устройство швов.
- Устройство выравнивающего слоя из горячей мелкозернистой асфальтобетонной смеси (средняя толщина 0,05 м).
- Устройство верхнего слоя покрытия из горячей плотной мелкозернистой асфальтобетонной смеси (толщина 0,05 м).
Город
Цель экспертизы
Целью проведенной строительно-технической экспертизы стало всестороннее исследование дефектов дорожного покрытия, обнаруженных на значительном участке автомобильной дороги федерального значения, расположенной в условиях сложного геологического ландшафта. Основные задачи включали установление причин появления продольных и поперечных трещин на протяжении более 30 километров основной проезжей части, а также трещин в зонах сопряжения переходно-скоростных полос. Перед экспертами стояла задача не только выявить факторы, способствовавшие возникновению этих дефектов, но и определить, являются ли они следствием естественного износа объекта, ненадлежащей его эксплуатации, нарушений, допущенных в процессе содержания, либо результат отражения дефектов от нижележащего основания из железобетонных плит, с учетом влияния природных явлений или действий сторонних лиц. Сложность заключалась в необходимости анализа большого объема проектной и исполнительной документации, сопоставления данных о выполненных работах с фактическим состоянием дороги, и учета специфических особенностей региона, таких как болотистая местность, оказывающая существенное воздействие на дорожную конструкцию.
В процессе работы эксперты применяли комплексный подход, включающий визуально-инструментальный осмотр объекта с применением цифровой фотофиксации и измерений рулеткой и дорожной рейкой, а также керноотборник для изучения слоев дорожной одежды. Проводился тщательный информационный и ситуационный анализ, а также глубокое изучение материалов дела, предоставленных судом, для их сопоставления с результатами полевых исследований и актуальными нормативно-техническими документами. Были проанализированы требования таких стандартов, как ГОСТы из серий 33382, 26433, 33220, 50597, ведомственные дорожные нормы (ОДН 218.046-01) и методические рекомендации (ОДМ 218.5.001-2008), регулирующие проектирование и ремонт дорожных одежд, а также правила установления гарантийных сроков. Особое внимание уделялось анализу применяемых методов ремонта и их соответствию условиям эксплуатации, а также возможностям предотвращения "отраженного" трещинообразования, что является критически важным нюансом для дорог, уложенных на основания из жестких плит в условиях температурных колебаний и геологической нестабильности.
Вопросы на исследование
Каковы причины возникновения на Объекте: «Ремонт автомобильной дороги Р-404 Тюмень - Тобольск - Ханты-Мансийск км 852+000 - км 882+000» дефектов в виде: продольных и поперечных трещин на данном участке дороги (длиной 30 км), трещин в покрытии на сопряжении переходно-скоростных полос с основной проезжей частью (длиной 700 м)?
Являются ли указанные дефекты следствием: нормального износа Объекта или его частей; ненадлежащих эксплуатации и/или содержания Объекта, нарушений, допущенных при эксплуатации и содержания Объекта?
Являются ли дефекты в виде трещин в верхнем слое покрытия отраженными от основания дорожной одежды - железобетонных плит, или мог ли данный дефект возникнуть в результате природных явлений, действий третьих лиц, либо иных причин?
Иллюстрации
Кейс связан со следующими видами экспертиз:
Смотрите также:
Экспертиза №141900
Московский областной суд | Дело №33-16462/2023
Аннотация
Судебная строительно-техническая и инженерно-техническая экспертиза внутридомовой системы центрального отопления многоквартирного дома была проведена для определения наличия и функциональности запорно-регулирующей арматуры, а также классификации отопительных приборов как общего или частного имущества. В рамках исследования устанавливались точные границы эксплуатационной ответственности между внутриквартирной и общедомовой системами отопления. В ходе работы выполнялся выездной осмотр объектов, проведен детальный анализ представленной проектно-технической документации, а также законодательных и нормативных актов. Применялись органолептический метод и метод сравнительного анализа для формирования объективных выводов по всем поставленным судом вопросам на основе технических стандартов и действующих норм.