Экспертиза состояния транспортных средств представляет собой один из видов автотехнической экспертизы. Основной задачей данного исследования является определение наличия неисправностей в данном автомобиле, или же отсутствия таковых. Анализ состояния автомобиля осуществляется в отношении следующих его частей:
- Двигатель
- Ходовая часть
- Коробка переключения передач
- Шасси
- Бамперы
- Электрическое оснащение автомобиля
- Подвеска
- Прочие элементы
Наиболее часто исследование производится в отношении двигателя транспортного средства и определения его мощности. Можно произвести исследование одного или нескольких компонент автомобиля, а также проанализировать техническое состояние всего автотранспортного средства в целом.
Экспертиза состояния транспортных средств осуществляется в следующих случаях:
- Споры, связанные с правами потребителя и их защитой.
- Разбирательства по произошедшим дорожно-транспортным происшествиям с участием исследуемого автомобиля.
При осуществлении исследования, специалист, его проводящий, использует в своей работе самые современные технологии анализа, что позволяет выявить любые неисправности автомобиля, либо же вынести заключение об отсутствии таковых. При обнаружении неисправностей или дефектов составных частей автомобиля, эксперт анализирует причины из возникновения – являются ли они заводским браком, признаком износа деталей или же возникли в результате неправильной эксплуатации автомобиля или преднамеренной его порчи.
При обнаружении производственного брака, эксперт устанавливает причины его возникновения, среди которых могут быть следующие:
- Недостаток конструктивной модели.
- Несоблюдение технологии производства.
- Использование при производстве автомобиля материалов более низкого качества.
- Ошибки рабочего при сборке автомобиля.
- Прочие причины.
Обнаружение подобных дефектов, в которых повинен производитель, имеет особое значение во время действия гарантийного срока. В таком случае неисправность подлежит устранению силами производящей компании или же ее представителей.
Если обнаруженные дефекты являются следствием некорректной эксплуатации, эксперт устанавливает, какие именно действия владельца привели к подобным разрушениям элементов автомобиля.
Следует отметить, что инициатор экспертизы (или его представитель) имеет право присутствовать при осмотре транспортного средства и составлении акта осмотра и диагностики. При этом инициатор исследования (или его представитель) может обратить внимание эксперта на те дефекты, которые последний не учел.
Экспертиза состояния транспортных средств – трудоемкое исследование, требующее от специалиста, его производящего, высокого уровня компетентности, большого профессионального опыта, а также владения всеми современными средствами исследования. Специалисты АНО «Экспертный центр» обладают необходимым уровнем подготовки, а также регулярно проходят обучение и курсы повышения профессиональной квалификации. Специалисты экспертного центра также участвуют в конференциях и семинарах, посвященных новейшим технологиям производства экспертизы состояния транспортных средств.
Процедура производства экспертизы состояния транспортных средств
Производство экспертизы состояния транспортных средств начинается с подписания договора на ее осуществление между инициатором исследования и экспертным центром. Перед заключением договора заказчик экспертизы может получить предварительную консультацию, в течение которой специалист экспертного центра объяснит основные особенности исследования, уточнит цели заказчика и разъяснит возможные результаты будущего исследования.
После подписания договора, эксперт приступает к исследованию транспортного средства. При этом он анализирует состояние автомобиля путем внешнего осмотра и диагностики состояния автомобиля с использованием специальных технических средств и современных компьютерных технологий. Для производства экспертизы заказчик исследования предоставляет собственно автомобиль, его технический паспорт, сведения о произведенном ремонте или модификации автомобиля. Также инициатор экспертизы должен предъявить удостоверение личности и документы, подтверждающие его право на владение данным транспортным средством.
После выполнения всех необходимых диагностических операций, эксперт приступает к формированию официального документа – экспертного заключения, которое имеет доказательную силу и является основным результатом проведенного исследования. В экспертное заключение вносятся следующие данные:
- Информация об автомобиле и его владельце.
- Данные об эксперте, производящем исследование.
- Описание всех полученных экспертом материалов (включая копии представленных заказчиком документов).
- Описание всех произведенных экспертных мероприятий, а также результатов их проведения.
- Перечень обнаруженных дефектов и неисправностей. Или же заключение об отсутствии таковых.
- Описание причин возникновения данных неисправностей с обязательным обоснованием данных выводов.
- Если требуется – рекомендации эксперта о необходимости проведения дополнительных исследований.
Правовые основы производства экспертизы состояния транспортных средств
Деятельность специалиста, производящего экспертизу состояния транспортных средств, регламентируется Федеральным законом № 73-ФЗ от 31 мая 2001 года с последней редакцией от 21 октября 2013 года.
Ответственность эксперта за формирование экспертного заключения, содержащего заведомо ложные сведения, а также за дачу ложных показаний в суде, предусмотрена статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации. Ответственность не наступает, если дача ложных сведений и составление ложного экспертного заключения является следствием некомпетентности эксперта, а не результатом умышленного деяния,
Вопросы, на которые отвечает специалист по производству экспертизы состояния транспортных средств
- Какова мощность двигателя исследуемого автомобиля?
- Соответствует ли выявленная мощность технической документации?
- Каковы причины несоответствия реальной мощности автомобиля и заявленных в паспорте технических характеристик?
- Выявлены ли в процессе исследования какие-либо дефекты и неисправности в работе двигателя?
- Исправны ли электрические приборы автомобиля?
- В чем причина неисправности электрического оборудования исследуемого автомобиля? Является ли она заводским браком? Результатом неправильной эксплуатации автомобиля? Результатом преднамеренной порчи оборудования?
- Исправна ли коробка переключения передач? В чем причины ее неисправности?
- Каково состояние подвески?
- Является ли ее неисправность заводским браком?
- Каковы особенности эксплуатации исследуемого транспортного средства, приведшие к обнаруженным дефектам, поломкам и неисправностям?
- Исправна ли ходовая часть исследуемого автомобиля?
- Какие именно детали ходовой части содержат неисправности и дефекты? В чем причина их возникновения?
- В каком состоянии находится бампер исследуемого автомобиля? В чем причина поломки (дефекта, неисправности)?
- Какие изменения в конструкцию автомобиля были внесены заказчиком? К каким последствиям они привели?
- Являются ли обнаруженные дефекты и неисправности следствием некачественного ремонта?
- Являются ли обнаруженные дефекты результатом кустарного выполнения модификации транспортного средства?
- В каком состоянии находится шасси исследуемого автомобиля? Являются ли отклонения от эталонного состояния следствием ошибок при сборке или заводского брака? Могли ли данные отклонения быть вызваны некорректной эксплуатацией транспортного средства?
Проведение экспертизы по уголовному делу
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. N 28 "О судебной экспертизе по уголовным делам" экспертиза по уголовному делу может быть проведена либо государственным экспертным учреждением, либо некоммерческой организацией, созданной в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "О некоммерческих организациях", осуществляющих судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами.
Коммерческие организации и лаборатории, индивидуальные предприниматели, образовательные учреждения не имеют права проводить экспертизу по уголовному делу, ровно как и некоммерческие организации, для которых экспертная деятельность не является уставной. Экспертиза, подготовленная указанными организациями в рамках уголовного процесса, может быть признана недопустимым доказательством, т.е. доказательством, полученным с нарушением требований процессуального закона.
Недопустимые доказательства не могут использоваться в процессе доказывания, в том числе, исследоваться или оглашаться в судебном заседании, и подлежат исключению из материалов уголовного дела.
Так как АНО "Судебный эксперт" является автономной некоммерческой организацией, а проведение судебных экспертиз является её основной уставной деятельностью (см. раздел "Документы организации"), то она имеет право проводить экспертизы в том числе и по уголовным делам.