Объекты культурного наследия Российской Федерации, внесённые в единый государственный реестр, подразделяются на три категории:
- Объекты культурного наследия федерального значения - обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;
- Объекты культурного наследия регионального значения - обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;
- Объекты культурного наследия местного (муниципального) значения - обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.
Объекты федерального значения могут быть отнесены к особо ценным или к объектам мирового культурного наследия.
Чтобы определить, к какой из этих категорий относится объект культурного наследия, а также узнать, требуется ли изменение категории данного объекта, проводится историко-культурная экспертиза.
Исследуемые объекты
Объекты, обладающие признаками культурного наследия в соответствии со статьей 3 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", а именно:
- Объекты недвижимого имущества и связанные с ними произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объекты науки и техники.
- Иные предметы материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Объекты культурного наследия имеют следующую классификацию:
Памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями
- Памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, построенные для богослужений, мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения;
- Произведения монументального искусства;
- Объекты науки и техники, включая военные;
- Частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (далее - объекты археологического наследия).
Ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений следующего назначения:
- Фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного;
- Памятники и сооружения религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям;
- Произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи.
Достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе
- Места бытования народных художественных промыслов;
- Центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки;
- Памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей;
- Культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок;
- Места совершения религиозных обрядов.
Помимо самих объектов, имеющих историко-культурное значение, исследуются документы, обосновывающие изменение категории историко-культурного значения объекта культурного наследия, а именно:
- Материалы, содержащие информацию о ценности объекта с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры;
- Фотографические изображения объекта на момент заключения договора на проведение экспертизы;
- Проекты зон охраны объекта культурного наследия;
- Копии паспорта объекта культурного наследия;
- Копии охранного обязательства собственника объекта культурного наследия или пользователя указанного объекта (охранно-арендного договора, охранного договора);
- Копии решения органа государственной власти о включении объекта культурного наследия в реестр;
- Копии решения органа государственной власти об утверждении границ территории объекта культурного наследия и правового режима земельных участков в указанных границах;
- Историко-культурный опорный план или его фрагмент для объектов недвижимости и зон охраны объектов культурного наследия, расположенных в границах исторического поселения;
- Историко-культурный опорный план или его фрагмент либо иные документы и материалы, в которых обосновывается предлагаемая граница историко-культурного заповедника;
- Проектная документация на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия;
- Документы, обосновывающие воссоздание утраченного объекта культурного наследия;
- Копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на объект культурного наследия и (или) земельные участки в границах его территории;
- Выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, содержащей сведения о зарегистрированных правах на объект культурного наследия и (или) земельные участки в границах его территории;
- Сведения об объекте культурного наследия и о земельных участках в границах его территории, внесенных в государственный кадастр недвижимости (копии соответствующих кадастровых выписок, паспортов, планов территории и справок);
- Копии технического паспорта на объект культурного наследия и (или) его поэтажного плана с указанием размеров и приведением экспликации помещений, выдаваемых организациями, осуществляющими государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию объектов капитального строительства;
- Копии акта (актов) органа государственной власти об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон;
- Сведения о зонах охраны объекта культурного наследия и объектах недвижимости в границах указанных зон, внесенных в государственный кадастр недвижимости (копий соответствующих кадастровых выписок, паспортов, планов территории и справок);
- Схемы расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий;
- Копии градостроительного плана земельного участка, на котором предполагается проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ;
- Сведения о прекращении существования утраченного объекта культурного наследия, внесенных в государственный кадастр недвижимости, а также акта обследования, составленного при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о снятии с учета объекта недвижимости, являющегося объектом культурного наследия.
Методы исследования
Историко-культурная экспертиза, необходимая для изменения категории историко-культурного значения объектов культурного наследия, проводится путем изучения предоставленных документов, историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и иных необходимых изысканий.
Экспертом может выступать как отдельное физическое лицо, так и экспертная комиссия, а также юридическое лицо, имеющее в своем составе не менее трех аттестованных экспертов.
Правовые аспекты
- Категории историко-культурного значения объектов культурного наследия устанавливаются главой 4 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". - Порядок проведения государственной историко-культурной экспертизы устанавливает постановление Правительства РФ от 15 июля 2009 г. N 569.
Вопросы, которые стоит задать эксперту
- К какой категории культурных ценностей относится исследуемый объект: федеральной, региональной или муниципальной (местной)?
- Имеется ли необходимость перевода объекта в другую категорию или его стоит оставить в прежней?
- Каковы основания перевода (или не перевода) объекта в другую категорию?
- Имеет ли исследуемый объект также мировое культурное значение, относится ли он к особо ценным?
Проведение экспертизы по уголовному делу
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. N 28 "О судебной экспертизе по уголовным делам" экспертиза по уголовному делу может быть проведена либо государственным экспертным учреждением, либо некоммерческой организацией, созданной в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "О некоммерческих организациях", осуществляющих судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами.
Коммерческие организации и лаборатории, индивидуальные предприниматели, образовательные учреждения не имеют права проводить экспертизу по уголовному делу, ровно как и некоммерческие организации, для которых экспертная деятельность не является уставной. Экспертиза, подготовленная указанными организациями в рамках уголовного процесса, может быть признана недопустимым доказательством, т.е. доказательством, полученным с нарушением требований процессуального закона.
Недопустимые доказательства не могут использоваться в процессе доказывания, в том числе, исследоваться или оглашаться в судебном заседании, и подлежат исключению из материалов уголовного дела.
Так как АНО "Судебный эксперт" является автономной некоммерческой организацией, а проведение судебных экспертиз является её основной уставной деятельностью (см. раздел "Документы организации"), то она имеет право проводить экспертизы в том числе и по уголовным делам.