Историко-культурная экспертиза проводится с целью выяснения, является ли тот или иной объект культурным наследием Российской Федерации или нет. Если да – он включается в единый государственный реестр. Права на его использование, таким образом, сильно ограничиваются. Объект культурного наследия должен быть сохранен собственником в первозданном виде и хорошем состоянии. Более того, осуществления проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия или участка, на котором он находится, требует согласования с органами исполнительной власти.
Историко-культурная экспертиза проводится по инициативе заинтересованного органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического или физического лица – то есть заказчика.
Правовые аспекты
- Историко-культурная экспертиза проводится в рамках Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", и регулируется главой 5 настоящего Закона. - Согласно статье 15 настоящего Закона, объекты культурного наследия включены в единый государственный Реестр.
- Порядок проведения государственной историко-культурной экспертизы устанавливает постановление Правительства РФ от 15 июля 2009 г. N 569.
- Права пользования объектом культурного наследия, а также земельным или водным участком, на территории которого располагается искомый объект, регулируются статьей 52 настоящего Закона. В статье 53 указываются ограничения при использовании объекта культурного наследия или территории, на которой он располагается.
Задачи, которые решает историко-культурная экспертиза
Государственная историко-культурная экспертиза (далее - историко-культурная экспертиза) проводится в целях:
- обоснования включения объекта культурного наследия в реестр;
- определения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия;
- обоснования изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия, исключения объекта культурного наследия из реестра;
- определения соответствия проектов зон охраны объекта культурного наследия, градостроительных регламентов требованиям государственной охраны объекта культурного наследия;
- отнесения объекта культурного наследия к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации или к объектам всемирного культурного наследия.
Исследуемые объекты
Согласно статье 30 настоящего Закона, в рамках историко-культурной экспертизы исследуются:
- объекты, обладающие признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона;
- земельные участки, подлежащие хозяйственному освоению;
- документы, обосновывающие включение объектов культурного наследия в реестр;
- документы, обосновывающие исключение объектов культурного наследия из реестра;
- документы, обосновывающие изменение категории историко-культурного значения объекта культурного наследия;
- документы, обосновывающие отнесение объекта культурного наследия к историко-культурным заповедникам, особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации либо объектам всемирного культурного и природного наследия;
- проекты зон охраны объекта культурного наследия;
Пункт первый требует пояснений, которые подробно приводятся в статье 3 настоящего Закона. Согласно ей, к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества и связанные с ними произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объекты науки и техники. А также иные предметы материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Объекты культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом подразделяются на следующие виды:
Памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями
- Памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, построенные для богослужений, мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения;
- Произведения монументального искусства;
- Объекты науки и техники, включая военные;
- Частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (далее - объекты археологического наследия).
Ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений следующего назначения:
- Фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного;
- Памятники и сооружения религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям;
- Произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи.
Достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе
- Места бытования народных художественных промыслов;
- Центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки;
- Памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей;
- Культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок;
- Места совершения религиозных обрядов.
Согласно статье 4 Закона, объекты культурного значения имеют разную ценность и подразделяются на три категории:
- Объекты федерального значения – ценные для РФ, сюда также относят объекты археологического наследия,
- Объекты регионального значения – то есть имеющие ценность для культуры и/или истории конкретного региона,
- Объекты муниципального (местного) значения – имеющие значение для местной истории и/или культуры.
Методы исследования
Методами исследования объекта является изучение предоставленных документов, историко-архитектурные, историко-градостроительные, архивные и иные необходимые изыскания, проводимые отдельным экспертом или экспертной комиссией составом более 3-х человек, во главе с председателем.
В качестве экспертов привлекаются физические лица, имеющие научные и практические знания в исследуемой области, со стажем работы по профилю не менее 10 лет. Все эксперты проходят аттестацию.
По окончании исследования формируется экспертное заключение, которое предоставляется заказчику.
Вопросы, которые следует задать эксперту
- Является ли исследуемый объект культурным наследием РФ или нет?
- Нужно ли включать его в единый государственный реестр объектов культурного наследия РФ?
- Относится ли исследуемый объект к особо ценному культурному наследию РФ?
- Является ли он объектом всемирного культурного наследия?
- Относится ли исследуемое достопримечательное место к историко-культурным заповедникам?
- Требуется ли изменение категории историко-культурного значения объекта культурного наследия?
- Нужно ли исключить исследуемый объект из реестра?
- Соответствуют ли требованиям государственной охраны объектов культурного наследия
- проекты зон охраны объекта культурного наследия,
- режим использования земель,
- градостроительный регламент.
- Возможно ли проведение работ по сохранению объекта культурного наследия?
- Возможно ли воссоздание утраченного объекта культурного наследия?
Проведение экспертизы по уголовному делу
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. N 28 "О судебной экспертизе по уголовным делам" экспертиза по уголовному делу может быть проведена либо государственным экспертным учреждением, либо некоммерческой организацией, созданной в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "О некоммерческих организациях", осуществляющих судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами.
Коммерческие организации и лаборатории, индивидуальные предприниматели, образовательные учреждения не имеют права проводить экспертизу по уголовному делу, ровно как и некоммерческие организации, для которых экспертная деятельность не является уставной. Экспертиза, подготовленная указанными организациями в рамках уголовного процесса, может быть признана недопустимым доказательством, т.е. доказательством, полученным с нарушением требований процессуального закона.
Недопустимые доказательства не могут использоваться в процессе доказывания, в том числе, исследоваться или оглашаться в судебном заседании, и подлежат исключению из материалов уголовного дела.
Так как АНО "Судебный эксперт" является автономной некоммерческой организацией, а проведение судебных экспертиз является её основной уставной деятельностью (см. раздел "Документы организации"), то она имеет право проводить экспертизы в том числе и по уголовным делам.