Арбитражный суд Вологодской области | Дело №А13-8409/2013
Объект исследования
Объектами исследования являлись кран с резьбовым соединением и резьбовой фланец, доставленные в негерметичной упаковке. Первоначальный осмотр выявил характерные следы износа, загрязнений и, что особенно важно, существенные признаки коррозии, которые впоследствии определили ключевой вектор экспертного анализа. Кран также демонстрировал признаки фальсифицированного изделия, что усложняло процесс идентификации его происхождения и стандартов изготовления.
- Кран с резьбовым соединением: Изделие серебристого цвета, похожее на водоразборный кран, с пластиковым элементом зеленого цвета в верхней части и маркировкой «1/2”» на боковой поверхности. Изделие металлическое, разборное. Обнаружены следы коррозии в виде отложений грязно-желтого цвета на резьбовой части. Идентифицировано как латунный шаровый муфтовый кран со съемным штуцером с диаметром условного прохода Dу = ½”. Корпус крана выполнен из горячепрессованной никелированной латуни марки CW 617N EN 12165 (ЛС 59-1 ГОСТ 15527-2004).
- Фланец резьбовой: Изделие сероватого цвета, похожее на присоединительный фланец. Присутствовали следы загрязнений и коррозии бурого цвета. Имеет сквозное отверстие с неровными краями и следами накипи грязно-серого цвета. Предположительно, находилось в резьбовом соединении с краном водоразборного типа.
Город
Цель экспертизы
Данная комплексная инженерно-техническая и химическая экспертиза была проведена с целью установления года и месяца изготовления крана с резьбовым соединением, используемого для выпуска воздуха из системы отопления, а также определения периода его установки и ключевой причины, приведшей к его срыву. Перед экспертами стояла задача не только идентифицировать временные рамки производства и монтажа элемента, но и глубоко проанализировать механику и химию процесса его разрушения. Сложность экспертизы заключалась в том, что исследуемые объекты поступали без должной маркировки производителя и могли являться фальсифицированными изделиями, что исключало возможность прямого обращения к документации изготовителя и требовало применения углубленных методов материаловедческого анализа. Повреждения, вызванные длительной эксплуатацией и коррозией, усугубляли задачу, затрудняя точное определение изначальных характеристик и состояния элементов. В процессе работы применялись методы сопоставления представленных данных с нормативно-технической литературой, включая спецификации ГОСТ Р 51232-98 и СанПиН 2.1.4.1074-01, регламентирующие качество питьевой воды, а также ГОСТ 6357-81 для резьбовых соединений и ГОСТ 15527-2004 для латунных сплавов. Эти нормативные документы послужили основой для оценки соответствия материалов и предположительных условий эксплуатации.
Для преодоления этих трудностей эксперты использовали комплексный подход, включающий детальный визуальный осмотр объектов с применением криминалистической лупы, масштабной линейки и штангенциркуля для точных измерений. Особое внимание уделялось признакам коррозии и характеру разрушений. Ключевым нюансом исследования стало выявление гальванической коррозии, возникшей из-за несовместимости металлов (латунь крана и углеродистая сталь фланца) в водной среде, что было подтверждено расчётным анализом электрических потенциалов металлов. Применялись расчётно-аналитические методы для определения скорости коррозии и вычисления предполагаемого срока службы изделия, основываясь на данных о его разрушении. Это позволило экспертам оценить период, в течение которого элемент мог находиться в эксплуатации до момента аварии, преодолев отсутствие прямых данных о дате установки. Значимым аспектом стало предположение о возможном низком качестве или повреждении защитных покрытий элементов, что существенно ускорило процесс коррозии и стало непосредственной причиной срыва крана.
Вопросы на исследование
Перед экспертами были поставлены следующие вопросы:
На основании исследования представленного на экспертизу крана с резьбовым соединением определить, когда был изготовлен (год, месяц) кран для выпуска воздуха от чугунной радиаторной батареи?
Какова причина срыва данного крана?
На основании исследования представленного на экспертизу крана с резьбовым соединением определить, когда был установлен (год, месяц) кран для выпуска воздуха от чугунной радиаторной батареи?