Промышленный районный суд г. Смоленска | Дело №2-98/2019
Объект исследования
Объектами исследования явились разнообразные материалы, относящиеся к оспариваемым художественным произведениям и потенциально контрафактным изображениям. Экспертиза была сосредоточена на анализе как первичных произведений, так и изделий с нанесенными на них изображениями, а также различных носителей цифровой информации.
Ключевые объекты, подвергшиеся изучению, включали:
- Флеш-накопитель в 1 экземпляре.
- CD диск в 3 экземплярах.
- Изображения картин в количестве 15 штук.
- Материалы гражданского дела № 2-98/2019 в 7 томах.
- Изображения произведений художественного автора, 1 экземпляр на 15 листах.
- Комплекс изображений, зафиксированных в Протоколах осмотра письменных доказательств от 21.02.2018 и 29.07.2018. Эти изображения были обнаружены на различных изделиях, предлагаемых к продаже, таких как картины, панно, комоды, пасхальные деревянные яйца, шкатулки, наборы для вышивки бисером, декоративные тарелки.
Город
Цель экспертизы
Целью проведения данной судебной искусствоведческой экспертизы стало решение комплекса вопросов, связанных с возможным нарушением авторских прав на художественные произведения вымышленного автора. Экспертам предстояло установить, являются ли изображения на различных товарах и в электронных протоколах копиями или переработками оригинальных произведений, а также обладают ли сами исходные произведения достаточной новизной, уникальностью и оригинальностью, чтобы быть признанными самостоятельными художественными произведениями, охраняемыми авторским правом. Дополнительно требовалось выявить признаки заимствования у персонажей художественного автора из известных мультипликационных источников.
В процессе работы эксперты столкнулись с рядом методологических и технических сложностей. Основной проблемой было то, что на исследование представлялись не оригиналы спорных произведений, а печатные копии цифровых изображений, что могло повлиять на полноту и точность анализа художественных особенностей. Применялись общенаучные методы исследования, такие как описание, анализ и сравнение, а также частнонаучные методы формально-стилистического и иконографического анализа. В ходе анализа выявлялось наличие или отсутствие в исследуемых объектах результатов творческой деятельности и признаков авторского произведения (творческого характера, новизны, оригинальности). Примененные методы позволили провести всестороннее сравнение категорий художественной формы, включая разработку сюжета, композицию, рисунок, цветовой строй и пространственно-светотеневое построение. Эксперты также опирались на нормативно-правовую базу, в частности, Гражданский кодекс Российской Федерации, регулирующий вопросы авторского права, и специализированную научную литературу, а также Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 57424-2017 «Экспертиза произведений искусства. Живопись и графика» для уточнения искусствоведческой терминологии.
Вопросы на исследование
- Являются ли картины, приведенные на страницах протокола осмотра от «21» февраля 2018 года копиями картин автора произведений, указанных в Приложениях NN к Иску?
- Являются ли изображения на изделии "комод", приведенные на страницах протокола осмотра от «21» февраля 2018 года копиями или переработками картин автора произведений, указанных в Приложениях NN к Иску?
- Являются ли изображения на пасхальных деревянных яйцах на подставке, приведенные на страницах протокола осмотра от «21» февраля 2018 года копиями или переработками картин автора произведений, указанных в Приложениях NN к Иску?
- Являются ли изображения на шкатулке, приведенные на страницах протокола осмотра от «21» февраля 2018 года, копиями или переработками картин автора произведений, указанных в Приложениях NN к Иску соответственно?
- Является ли изображение на изделии "Набор для вышивки бисером "РЫЖИЙ АНГЕЛ" на странице протокола осмотра от «29» июля 2018 года копией или переработкой картины автора произведений, указанной в Приложении N к Иску?
- Являются ли изображения на изделиях "панно", приведенные на страницах протокола осмотра от «29» июля 2018 года, копиями или переработками картин автора произведений, указанных в Приложениях NN к Иску соответственно?
- Является ли изображение на шкатулке, приведенное на странице протокола осмотра от «29» июля 2018 года, копией или переработкой картины автора произведений, указанной в Приложении N к Иску?
- Являются ли изображения на декоративных тарелках и панно, приведенные на страницах протокола осмотра от «29» июля 2018 года копией или переработками картин автора произведений, указанных в Приложениях NN к Иску соответственно?
- Являются ли картины, изображенные на изделиях, приведенные на страницах протокола осмотра от «29» июля 2018 года, копиями или переработками картин автора произведений, указанных в Приложениях NN к Иску соответственно?
- В чем состоит сходство и различие изображений, приведенных на страницах протокола осмотра от «21» февраля 2018 года, и картин автора произведений, указанных в Приложениях NN к Иску соответственно?
- Использованы ли в картинах, приведенных на страницах протокола осмотра от «21» февраля 2018 года, картины автора произведений, указанных в Приложениях NN к Иску соответственно?
- Являются ли картины, приведенные на страницах протокола осмотра от «21» февраля 2018 года, копией или переработкой картин автора произведений, указанных в Приложениях NN к Иску соответственно?
- В чем состоит сходство и различие картин, приведенных на страницах протокола осмотра от «21» февраля 2018 года и картин автора произведений, указанных в Приложениях NN к Иску соответственно?
- Использованы ли в картинах, приведенных на страницах протокола осмотра от «21» февраля 2018 года, картины автора произведений, указанные в Приложениях NN к Иску соответственно?
- Являются ли картины, приведенные на страницах протокола осмотра от «21» февраля 2018 года, копией или переработкой картин автора произведений, указанных в Приложениях NN к Иску соответственно?
- В чем состоит сходство и различие картин, приведенных на страницах протокола осмотра от «21» февраля 2018 года, и картин автора произведений, указанных в Приложениях NN к Иску соответственно?
- Использованы ли в картинах, приведенных на страницах протокола осмотра от «21» февраля 2018 года, картины автора произведений, указанные в Приложениях NN к Иску соответственно?
- Являются ли картины, приведенные на страницах протокола осмотра от «21» февраля 2018 года, копией или переработкой картин автора произведений, указанных в Приложениях NN к Иску соответственно?
- В чем состоит сходство и различие картин, приведенных на страницах протокола осмотра от «21» февраля 2018 года, и картин автора произведений, указанных в Приложениях NN к Иску соответственно?
- Использованы ли в картинах, приведенных на страницах протокола осмотра от «21» февраля 2018 года, картины автора произведений, указанных в Приложениях NN к Иску соответственно?
- Являются ли картины, приведенные на страницах протокола осмотра от «21» февраля 2018 года, копией или переработкой картин автора произведений, указанных в Приложениях NN к Иску соответственно?
- В чем состоит сходство и различие картин, приведенных на страницах протокола осмотра от «21» февраля 2018 года, и картин автора произведений, указанных в Приложениях NN к Иску соответственно?
- Использованы ли в картинах, приведенных на страницах протокола осмотра от «21» февраля 2018 года, картины автора произведений, указанных в Приложениях NN к Иску соответственно?
- Являются ли картины, приведенные на страницах протокола осмотра от «21» февраля 2018 года, копией или переработкой картин автора произведений, указанных в Приложениях NN к Иску соответственно?
- В чем состоит сходство и различие картин, приведенных на страницах протокола осмотра от «21» февраля 2018 года, и картин автора произведений, указанных в Приложениях NN к Иску соответственно?
- Использованы ли в картинах, приведенных на страницах протокола осмотра от «21» февраля 2018 года, картины автора произведений, указанных в Приложениях NN к Иску соответственно?
- Являются ли картины, приведенные на страницах протокола осмотра от «21» февраля 2018 года, копией или переработкой картин автора произведений, указанных в Приложениях NN к Иску соответственно?
- В чем сходство и различие картин, приведенных на страницах протокола осмотра от «21» февраля 2018 года, и картин автора произведений, указанных в Приложениях NN к Иску соответственно?
- Использованы ли в картинах, приведенных на страницах протокола осмотра от «21» февраля 2018 года, картины автора произведений, указанные в Приложениях NN к Иску соответственно?
- Являются ли картины, приведенные на страницах протокола осмотра от «21» февраля 2018 года, копией или переработкой картин автора произведений, указанных в Приложениях NN к Иску соответственно?
- В чем состоит сходство и различие картин, приведенных на страницах протокола осмотра от «21» февраля 2018 года и картин автора произведений, указанных в Приложениях NN к Иску соответственно?
- Использованы ли в картинах, приведенных на страницах протокола осмотра от «21» февраля 2018 года, картины автора произведений, указанные в Приложениях NN к Иску соответственно?
- Являются ли картины, приведенные на страницах протокола осмотра от «21» февраля 2018 года, копией или переработкой картин автора произведений, указанных в Приложениях NN к Иску соответственно?
- В чем состоит сходство и различие картин, приведенных на страницах протокола осмотра от «21» февраля 2018 года, и картин автора произведений, указанных в Приложениях NN к Иску соответственно?
- Использованы ли в картинах, приведенных на страницах протокола осмотра от «21» февраля 2018 года, картины автора произведений, указанные в Приложениях NN к Иску соответственно?
- Являются ли картины, приведенные на страницах протокола осмотра от «21» февраля 2018 года, копией или переработкой картин автора произведений, указанных в Приложениях NN к Иску соответственно?
- В чем состоит сходство и различие картин, приведенных на страницах протокола осмотра от «21» февраля 2018 года, картины автора произведений, указанные в Приложениях NN к Иску соответственно?
- Использованы ли в картинах, приведенных на страницах протокола осмотра от «21» февраля 2018 года, картины автора произведений, указанные в Приложениях NN к Иску соответственно?
- Являются ли картины, приведенные на страницах протокола осмотра от «21» февраля 2018 года, копией или переработкой картин автора произведений, указанных в Приложениях NN к Иску соответственно?
- В чем состоит сходство и различие картин, приведенных на страницах протокола осмотра от «21» февраля 2018 года, и картин автора произведений, указанных в Приложениях NN к Иску соответственно?
- Использованы ли в картинах, приведенных на страницах протокола осмотра от «21» февраля 2018 года, картины автора произведений, указанные в Приложениях NN к Иску соответственно?
- Являются ли картины, приведенные на страницах протокола осмотра от «21» февраля 2018 года копией или переработкой картин автора произведений, указанных в Приложениях NN к Иску соответственно?
- В чем состоит сходство и различие картин (панно), приведенных на страницах протокола осмотра от «21» февраля 2018 года, и картин автора произведений, указанных в Приложениях NN к Иску соответственно?
- Использованы ли в картинах (панно), приведенных на страницах протокола осмотра от «21» февраля 2018 года, картины автора произведений, указанные в Приложениях NN к Иску соответственно?
- Являются ли картины (панно), приведенные на страницах протокола осмотра от «21» февраля 2018 года, копией или переработкой картин автора произведений, указанных в Приложениях NN к Иску соответственно?
- В чем сходство и различие картин, приведенных на страницах протокола осмотра письменного доказательства от «22» марта 2018 года, и картин автора произведений, указанных в Приложениях NN к Иску соответственно?
- Использованы ли в картинах, приведенных на страницах протокола осмотра от «22» марта 2018 года, картины автора произведений, указанные в Приложениях осмотра от «22» марта 2018 года, картины автора произведений, указанные в Приложениях NN к Иску соответственно?
- Являются ли картины, приведенные на страницах протокола осмотра от «22» марта 2018 года копией или переработкой картин автора произведений, указанных в Приложениях NN к Иску соответственно?
- В чем состоит сходство и различие картин, приведенных на страницах протокола осмотра письменного доказательства от «29» июля 2018 года, и картин автора произведений, указанных в Приложениях NN к Иску?
- Использованы ли в картинах, приведенных на страницах протокола осмотра от «29» июля 2018 года, картины автора произведений, указанные в Приложениях NN к Иску?
- Являются ли картины, приведенные на страницах протокола осмотра от «29» июля 2018 года копией или переработкой картин автора произведений, указанных в Приложениях NN к Иску?
- В чем состоит сходство и различие картин, приведенных на страницах протокола осмотра от «29» июля 2018 года, и картин автора произведений, указанных в Приложениях NN к Иску соответственно?
- Использованы ли в картинах, приведенных на страницах протокола осмотра от «29» июля 2018 года, картины автора произведений, указанные в Приложениях NN к Иску соответственно?
- Являются ли картины шерстью, приведенные на страницах протокола осмотра от «29» июля 2018 года, копией или переработкой картин автора произведений, указанных в Приложениях NN к Иску соответственно?
- В чем состоит сходство и различие картины, приведенной на странице протокола осмотра от «29» июля 2018 года, и картины автора произведений, указанной в Приложении N к Иску?
- Использована ли в картине, приведенной на странице протокола осмотра от «29» июля 2018 года, картина автора произведений, указанная в Приложении N к Иску?
- Является ли картина, приведенная на странице протокола осмотра от «29» июля 2018 года копией или переработкой картины автора произведений, указанной в Приложении N к Иску?
- В чем состоит сходство и различие картин, приведенных на страницах протокола осмотра от «29» июля 2018 года, и картин автора произведений, указанных в Приложениях NN к Иску соответственно?
- Использованы ли в картинах, приведенных на страницах протокола осмотра от «29» июля 2018 года, картины автора произведений, указанные в Приложениях NN к Иску соответственно?
- Являются ли картины, приведенные на страницах протокола осмотра от «29» июля 2018 года, копией или переработкой картин автора произведений, указанных в Приложениях NN к Иску соответственно?
- В чем состоит сходство и различие картины, приведенной на странице протокола осмотра от «29» июля 2018 года, и картины автора произведений, указанной в Приложении N к Иску?
- Использована ли в картине, приведенной на странице протокола осмотра от «29» июля 2018 года, картина автора произведений, указанная в Приложении N к Иску?
- Является ли картина, приведенная на странице протокола осмотра от «29» июля 2018 года, копией или переработкой картины автора произведений, указанной в Приложении N к Иску?
- В чем состоит сходство и различие картины, приведенной на странице протокола осмотра от «29» июля 2018 года, и картины автора произведений, указанная в Приложении N к Иску?
- Использована ли в картине, приведенной на странице протокола осмотра от «29» июля 2018 года, картина автора произведений, указанная в Приложении N к Иску?
- Является ли картина, приведенная на странице протокола осмотра от «29» июля 2018 года, копией или переработкой картины автора произведений, указанной в Приложении N к Иску?
- В чем состоит сходство и различие картин, приведенных на страницах протокола осмотра от «29» июля 2018 года, и картин автора произведений, указанных в Приложениях NN к Иску соответственно?
- Использованы ли в картинах, приведенных на страницах протокола осмотра от «29» июля 2018 года, картины автора произведений, указанные в Приложениях NN к Иску соответственно?
- Являются ли картины, приведенные на страницах протокола осмотра от «29» июля 2018 года, копией или переработкой картин автора произведений, указанных в Приложениях NN к Иску соответственно?
- В чем состоит сходство и различие картин, приведенных на страницах протокола осмотра от «29» июля 2018 года, и картин автора произведений, указанных в Приложениях NN к Иску?
- Использованы ли в картинах, приведенных на страницах протокола осмотра от «29» июля 2018 года, картины автора произведений, указанные в Приложениях NN к Иску?
- Являются ли картины, приведенные на страницах протокола осмотра от «29» июля 2018 года, копией или переработкой картин автора произведений, указанных в Приложениях NN к Иску?
- Обладают ли новизной, уникальностью и (или) оригинальностью картины художественного автора и используемые в них персонаж (персонажи) и являются ли они самостоятельными художественными произведениями?
- Имеются ли у персонажа (персонажей) художественного автора "Солнечный ангел", любые признаки заимствования у персонажей "Антошка" и "домовенок Кузя" из одноименных мультфильмов и положенных в их основу мультипликационных (кукольных) изображений?
Иллюстрации
Кейс связан со следующими видами экспертиз:
- Искусствоведческие и культурологические экспертизы
- Экспертиза объектов интеллектуальной собственности
Смотрите также:
Экспертиза №76059
Московский городской суд | Дело №33-13669/2019
Аннотация
Вид экспертизы
Экспертиза №73597
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области | Дело №А56-59717/2018
Аннотация
Проведена судебная искусствоведческая экспертиза по запросу заявителя с целью определения тождественности или сходства до степени смешения двух монументальных скульптурных изображений полководца А.В. Суворова, созданных различными авторами. В рамках исследования были детально проанализированы фотоизображения двух произведений монументального искусства с акцентом на их композиционные решения, стилистические особенности, детали костюма и атрибутов, а также общее визуальное и смысловое восприятие. Применялись общенаучные методы описания и сравнения, а также специализированные искусствоведческие методы, такие как формально-стилистический и иконографический анализ. Особое внимание уделялось сопоставлению поз полководца, характеру проработки скульптурной поверхности, трактовке лица и соотношению скульптур с их постаментами. Исследование позволило выявить ключевые различия и сходства, оценив влияние различных иконографических источников и художественных подходов на создание произведений.