Арбитражный суд города Москвы | Дело №А40-107261/2020
Объект исследования
Объектом исследования являлась система автоматизации процессов бюджетирования и казначейства, разработанная и размещенная на вычислительных ресурсах АО «ГОЛЬФСТРИМ охранные системы».
Эта система была реализована на базе решения «1С:ERP Управление предприятием 2» и использовала платформу «1С: Предприятие 8.3». Развертывание системы выполнено на виртуальной машине, выступающей одновременно как сервер приложений, так и сервер баз данных. В качестве СУБД использовался Microsoft SQL Server версии 2012 или выше.
- Система автоматизации процессов бюджетирования и казначейства на базе «1С:ERP Управление предприятием 2».
- Техническая инфраструктура, поддерживающая работу системы на сервере с доменным именем `erp.GL.Gulfstream.ru`.
- Виртуальная машина: процессор Intel Xeon 2.2 GHz (16 виртуальных процессоров), оперативная память 32 Gb.
- Документация:
- «Автоматизация процессов бюджетирования на базе решения «1С:ERP Управление предприятием 2.4» Дизайн проект», 402 страницы.
- «Инструкция пользователя по разработанному функционалу в системе 1С: ERP», 421 страница.
- Видеоматериалы по работе в системе, 66 файлов формата «mp4».
Город
Адрес
Цель экспертизы
Целью проведения судебной технической экспертизы являлось всестороннее и объективное исследование разработанной системы автоматизации процессов бюджетирования и казначейства, реализованной на базе решения «1С:ERP Управление предприятием 2». Экспертам предстояло тщательно оценить полное соответствие результатов оказанных услуг условиям заключенного договора, а также всем дополнительным соглашениям и техническим заданиям, включая приложения, регламентирующие функциональные и технические требования к системе. Ключевым аспектом анализа было определение потенциальной ценности выполненных работ для АО «ГОЛЬФСТРИМ охранные системы» и возможности эффективного использования программного обеспечения по его прямому назначению в производственных процессах. Также в круг задач входила оценка полноты и качества разработанной документации и видеоматериалов, предназначенных для обучения пользователей, что является важным компонентом для успешной эксплуатации любой сложной информационной системы. Данное исследование имело критическое значение для разрешения судебного спора, связанного с качеством и объемом выполненных работ.
В процессе работы эксперты столкнулись с рядом значительных методологических и технических трудностей, свойственных анализу сложных корпоративных информационных систем. Эти трудности включали получение доступа к требуемым компонентам системы для детального изучения внутренних настроек, проверки журнала изменений, а также для всесторонней и объективной оценки реализованных форм и отчетов. Для минимизации влияния этих препятствий был применен комплексный подход, включающий метод экспорта доступных данных и их последующее автономное исследование на специализированном тестовом стенде эксперта, а также тщательный анализ представленной сопроводительной документации. В рамках экспертизы осуществлялся подробный анализ соответствия развернутой технической инфраструктуры рекомендованным параметрам для систем класса Enterprise Resource Planning, а также проводилась оценка технологической возможности системы обеспечивать одновременную работу заявленного количества пользователей. Кроме того, детально исследовались вопросы быстродействия системы, потенциальные причины его снижения, и сопоставление реализованных отчетов и форм ввода данных с типовым функционалом «1С:ERP Управление предприятием 2» в контексте установленных договорных требований, что подразумевало глубокие познания в области архитектуры, функционирования и форензики корпоративных информационных систем.
Вопросы на исследование
- Соответствует ли результат оказания услуг по договору (комплекс работ, произведенных исполнителем в соответствии с заданием, являющимся приложением к дополнительному соглашению к договору), требованиям договора в редакции дополнительного соглашения, приложения к дополнительному соглашению – задания, приложениям к заданию?
- Представляет ли результат выполнения работ исполнителем ценность для заказчика, в частности, может ли он быть использован для целей, установленным условиями договора?
- Соответствует ли техническая инфраструктура, на которой размещено разработанное программное обеспечение, рекомендациям по техническому обеспечению создания программного обеспечения?
- Вносились ли изменения в системный код программы после 01.03.2020г.?
- Имеется ли в системе технологическая возможность работы одновременно 100 пользователей? Созданы ли исполнителем программные ограничения на работу в системе одновременно 100 пользователей?
- Являются ли недостатки быстродействия следствием функциональных возможностей программы «1C:ERP Управление предприятием 2» и «1С: Предприятие 8», или следствием несоответствия работ, выполненных исполнителем, требованиям договора?
- Настроен ли исполнителем отчет по доходам и расходам (ОДР) с использованием типового функционала 1С:ERP? Если нет, то повлияли ли работы исполнителя на время формирования отчета и провели ли они к недостаткам быстродействия, указанные Заказчиком?
- Настроены ли исполнителем формы ввода данных (в том числе по блоку Unit (12 шт)) с использованием типового функционала 1С:ERP? Если нет, то повлияли ли работы исполнителя на время заполнения соответствующих форм и привели ли они к недостаткам быстродействия, указанные Заказчиком?
- Реализована ли «Форма разнесения затрат» в соответствии с договорной и проектной документацией? Настроена ли исполнителем «Форма разнесения затрат» с использованием типового функционала 1С:ERP? Если нет, то повлияли ли работы исполнителя на время заполнения соответствующих форм и привели ли они к недостаткам быстродействия, указанные Заказчиком?
- Настроены ли исполнителем прочие бюджетные формы с использованием типового функционала 1С:ERP? Осуществляется ли процедура/механизм открытия форм и их последующее сохранение после ввода данных с использованием Типового функционала 1С:ERP? Изменял ли исполнитель типовую конфигурацию и повлияли ли работы Исполнителя на время открытия и сохранения бюджетных форм, привело ли это к недостаткам быстродействия, указанные Заказчиком?
- Количество форм бюджетов настроенных Исполнителем обусловлено техническими характеристиками и параметрами работы типового функционала 1С:ERP, использованием экземпляров отчетов/форм? Для реализации требований заказчика (в том числе к ролевой модели работы пользователей) мог ли Исполнитель, используя типовой функционал, настроить меньшее количество форм бюджетов (20 шт.)?
Иллюстрации
Кейс связан со следующими видами экспертиз:
- Инженерно-техническая экспертиза
- Компьютерно-техническая экспертиза