Арбитражный суд Белгородской области | Дело №А08-6638/2020
Объект исследования
Комплексный анализ был проведен в отношении ряда объектов, имеющих непосредственное отношение к произошедшему промышленному инциденту. Эти объекты включали как специализированное техническое оборудование, так и элементы производственной инфраструктуры, а также обширный объем документации, отражающей ход работ и нормативные требования.
- Редуктор Ц4-1000: заводской номер 41844, произведенный ЧАО «НКМЗ», имеющий массу 14,348 тонн и ширину 1860 мм. Данный редуктор являлся ключевым компонентом питателя, монтаж которого стал причиной инцидента.
- Кран гусеничный СКГ-63/100: грузоподъемное сооружение с грузоподъемностью 63 тонны, заводской номер 235, принадлежащее организации, указанной в материалах дела. Использовался для перемещения редуктора.
- Технологический проем здания дробильно-перегрузочной установки (ДПУ): проем в железобетонном перекрытии, в области которого произошел основной инцидент. Измеренная ширина проема составляла 2530-2570 мм.
- Материалы дела № А08-6638/2020: весь комплекс документов, схем, актов и иной информации в электронном виде, предоставленный Арбитражным судом Белгородской области, послуживший основой для проведения экспертизы.
Город
Адрес
Цель экспертизы
В рамках данного судебного разбирательства была поставлена задача по всестороннему анализу причин и обстоятельств, приведших к аварийному инциденту во время проведения монтажных работ тяжелого промышленного оборудования. Основной целью экспертизы являлось установление последовательного механизма происшествия, который сопровождал перемещение редуктора питателя с использованием гусеничного крана. От экспертов требовалось определить полноту и корректность разработанной и утвержденной проектно-производственной документации, такой как Проект производства работ (ППР) и технологические карты (ТК), на предмет их соответствия действующим Федеральным нормам и правилам в области промышленной безопасности. Было важно выяснить, соответствовали ли действия и бездействие участников процесса требованиям безопасности и каким именно образом они могли повлиять на развитие инцидента. Кроме того, предстояло установить, какие документы должны были использоваться и быть проверены до начала работ, а также подтвердить факт ознакомления ответственного персонала с этими документами. Эти аспекты формировали основу для формирования комплексного представления о ситуации.
Для выполнения поставленных задач эксперты столкнулись с рядом методологических и практических сложностей. Отсутствие прямого доступа к некоторым первоначальным данным или их неполнота требовали тщательного сопоставления имеющейся информации из материалов дела, актов расследования и результатов визуального осмотра объектов. Например, для редуктора Ц4-1000 и технологического проема здания дробильно-перегрузочной установки проводился детальный осмотр его текущего состояния после инцидента. Применялись органолептический метод для оценки видимых повреждений и признаков, а также метод сопоставления информации, полученной при осмотре, с документальными свидетельствами. Ключевым этапом был метод сопоставления требований нормативно-правовых актов, технических регламентов и отраслевых правил с фактическими обстоятельствами дела, включая анализ соответствия используемых грузозахватных приспособлений, методов строповки и коммуникации между персоналом. В работе применялись Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», ГОСТы, регулирующие краны, грузозахватные приспособления, безопасность производственных процессов (ГОСТ 33709.1-2015, ГОСТ 33709.2-2015, ГОСТ 33166.1-2014, ГОСТ 34016-2016, ГОСТ 33715-2015, ГОСТ 12840-80, ГОСТ 25573-82, ГОСТ 31592-2012, ГОСТ 12.3.002-2014, ГОСТ 12.3.009-76), а также Технический регламент Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011). Эти нормативы послужили основой для объективной оценки соблюдения требований безопасности при выполнении монтажных работ, что позволило выявить значимые нюансы технологического процесса и организационных решений, влияющих на общий ход инцидента.
Вопросы на исследование
- Установить механизм аварии (инцидента), произошедшего 08.02.2019 года, при проведении монтажных работ на объекте «ПАО «Михайловский ГОК. Дробильно-конвейерный комплекс в южной части железнорудного карьера» - монтажа редуктора питателя Ц4-1000, 8-87519-01, зав. № 41844 (питатель 1-324540 НКМЗ) производства ЧАО «НКМЗ» массой 14,348 т с участием подъемного сооружения – кран гусеничный СКГ-63/100 грузоподъемность 63 т, зав. № 235, учетный номер А06-00251-0001 ПС, принадлежащего ООО «Осколспецкран»?
- Определить, наличие каких документов было необходимо проверить ООО «Осколспецкран» и подрядчику (ООО «Центрэнергосервис») до начала выполнения работ по монтажу оборудования (редуктора Ц4-1000) и какими документами данным лицам следовало руководствоваться при выполнении этих работ, а также установить факт письменного ознакомления с данными документами ответственных за безопасное производство работ с использованием грузоподъемных кранов лиц: крановщика, стропальщиков перед производством работ 08.02.2019 года?
- Соответствуют ли ППР № 10-2018 и ТК № 10-2018-01, разработанные, согласованные и утвержденные ООО «ЦЭС», Федеральным нормам и правилам в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденным приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533, в частности п. №№ 101, 160, 163 ,166, 118, 162?
- Соответствуют ли ППР № 10-2018 на 30 л. и ТК № 10-2018-01 на 5 л., представленные ООО «Центрэнергосервис» в материалы дела 10.08.2021, пунктам 101, 162, 163, 166 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденным приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533?
- Содержит ли Проект Производства Работ 000Р-3598-ППР-ПЗ (на который имеется ссылка в акте расследования причин инцидента) описание и порядок работ по подъему и перемещению редуктора Ц4-1000, зав. № 41844, в том числе описание и порядок работ по подаче редуктора в проемы (люки) перекрытий?
- Содержит ли Проект Производства Работ 000Р-3598-ППР-ПЗ схему строповки редуктора?
- Соответствуют ли ППР № 10-2018 и ТК № 10-2018-01, разработанные, согласованные и утвержденные ООО «ЦЭС», технической документации завода-изготовителя редуктора (сборочному чертежу привода 8-101510 СБ)?
- Существовали ли нарушения при осуществлении 08.02.2019 технологического процесса (выполнение работ по монтажу), которые привели к повреждению оборудования (редуктора Ц4-1000)?
- Повлекли ли действия (бездействие) ООО «Центрэнергосервис» и ООО «Осколспецкран» повреждение оборудования (редуктора Ц4-1000). Если повлекли, то в чем они заключались и являются ли такие действия (бездействие) нарушениями обязанностей этих участников монтажных работ, каких именно?
- Входило ли в обязанности подрядчика (ООО «Центрэнергосервис») и ООО «Осколспецкран» проверить грузозахватные приспособления на предмет их исправности и соответствия массе поднимаемого груза?
- Можно ли установить причину обрыва грузового каната (троса) на кране СКГ-63/100, зав. №235, учетный номер А06-00251-0001 ПС, принадлежащем ООО «Осколспецкран». Если можно, то в чем причина обрыва грузового каната (троса) на указанном кране?
- Можно ли установить, при выполнении какой операции 08.02.2019 произошло нарушение технологического процесса монтажа, что привело к падению редуктора и его повреждению. Если можно, то определить, имеются ли следующие обстоятельства нарушения технологического процесса монтажа, причастные к падению груза:
- подъем редуктора на 200 мм и проверка правильности строповки;
- подъем груза;
- опускание груза;
- остановка груза в районе проема для ориентации правильного положения груза относительно проема для последующего его опускания в проем;
- опускание в проем груза;
- установленные при проведении экспертизы иные обстоятельства нарушения технологического процесса монтажа, причастные к падению груза?
- Разрешается ли выделение грузоподъемного крана для производства работ в случае отсутствия на участке утвержденного руководителем эксплуатирующей организации Плана производства работ, а также в случае отсутствия соответствующих массе и виду перемещаемых грузов грузозахватных приспособлений на данном грузоподъемном кране?
- Имел ли право крановщик приступать к работе по перемещению груза 08.02.2019 в случае, если он не ознакомился с Планом производства работ и ему не предоставлена информация о массе поднимаемого груза? Определить круг должностных лиц со стороны ООО «Рудстрой», ответственных за выдачу наряда на работу краном 08.02.2019.
- Входило ли в обязанности крановщика проверить грузозахватные приспособления на предмет их исправности и соответствия массе поднимаемого груза?
- Можно ли установить, могло ли невыполнения команд «СТОП», поступивших от стропальщика в адрес машиниста крана гусеничного, несвоевременная остановка груза в момент монтажа привести к обрыву грузового каната на кране СКГ-63/100 и падению груза (редуктора Ц4-1000), с учетом следующих обстоятельств:
- грузовой канат не имел повреждений, был исправен;
- грузовой канат имел повреждения до инцидента 08.02.2019;
- команда «СТОП» поступила своевременно;
- команда «СТОП» поступила несвоевременно;
- установленные иные обстоятельства при проведении экспертизы?
- Мог ли крановщик не слышать несколько команд «СТОП», из-за неисправности или неправильного использования рации (при отсутствии разработанных условий радиосвязи между крановщиком и стропальщиком). Могло ли это привести к опусканию редуктора на край монтажного проема и последующему падению?
- Могла ли подача команд, не соответствующих производственной инструкции крановщика (таких как «майна по чуть», «майна по чуть-чуть»), а также отсутствие специально разработанного ППР на подачу грузов в проемы (люки) перекрытий, способствовать тому, что крановщик опускал груз не на минимальной скорости?
- Могло ли наличие или отсутствие замыкающих устройств на съемных грузозахватных приспособлениях (стропах) либо неисправность этих устройств явиться причиной обрыва грузового каната в результате динамического удара с соприкосновением с препятствием при опускании редуктора Ц4-1000 и, как следствие, его падение и повреждение, а также определить ответственное лицо (владельца) в отношении данного съемного грузозахватного приспособления, применяемого 08.02.2019?
- Можно ли установить соответствие выполненных работ по строповке редуктора. Если можно, то установить:
- соответствовала ли выполненная ООО «Центрэнергосервис» строповка редуктора Ц4-1000 (с учетом фотоматериалов, фиксирующих редуктор Ц4-1000 после его падения 08.02.2019) должному месту строповки этого редуктора, указанному в документации завода-изготовителя на него, - Привод, шифр 8-101510 СБ, находящейся в ведомости эксплуатационных документов 27146 ВЭ Питатель пластинчатый 2-24-45 с левым исполнением привода?
- Можно ли установить, могла ли строповка редуктора Ц4-1000, выполненная в ином месте, нежели предусмотрено документацией завода-изготовителя - Привод, шифр 8-101510 СБ, явиться причиной падения и повреждения редуктора 08.02.2019 при выполнении его монтажа, при наличии следующих оснований:
- съемные грузозахватные приспособления, используемые при монтаже редуктора Ц4-1000 08.02.2019, были исправны;
- съемные грузозахватные приспособления, используемые при монтаже редуктора Ц4-1000 08.02.2019, были неисправны;
- иные установленные обстоятельства при проведении экспертизы?
- Могла ли привести к падению редуктора питателя Ц4-1000, 8-87519-01, зав. № 41844 (питатель 1-324540 НКМЗ) производства ЧАО «НКМЗ» массой 14,348 т совокупность факторов:
- строповка неисправным (без замыкающих устройств) стропом;
- несоответствие стропа характеру груза, приведшее к наклонному положению редуктора и неравномерному натяжению ветвей стропа;
- строповка за непредназначенные для этого проушины крышки редуктора в нарушение рекомендаций завода-изготовителя;
- отсутствие оттяжек для разворота редуктора и предотвращения его раскачивания;
- отсутствие разработанных условий организации радиосвязи между крановщиком и стропальщиком;
- несоответствие подаваемых стропальщиком команд производственной инструкции крановщика и опускание вследствие этого редуктора не на минимальной скорости;
- если установлена совокупность иных факторов при проведении экспертизы, то каких?
- Можно ли установить следующие обстоятельства:
- Находился ли редуктор при подъеме и перемещении в наклонном (негоризонтальном) положении;
- Было ли натяжение ветвей четырехветвевого стропа, использовавшегося при подъеме редуктора равномерным;
- Могло ли наклонное положение редуктора при его опускании способствовать скольжению редуктора в монтажный проем?
- Установить повреждения редуктора питателя Ц4-1000, 8-87519-01, зав. № 41844 (питатель 1-324540 НКМЗ) производства ЧАО «НКМЗ» массой 14,348 т, которые были получены в результате его падения 08.02.2019 в момент проведения монтажа.
- Определить рыночную стоимость восстановительного ремонта редуктора питателя Ц4-1000, 8-87519-01, зав. № 41844 (питатель 1-324540 НКМЗ) производства ЧАО «НКМЗ» массой 14,348 т (без учета износа), с учетом повреждений, полученных в результате аварии (инцидента) 08.02.2019.
- Имеется ли экономическая целесообразность восстановительного ремонта, если имеется, то определить:
- будут ли посредством (вследствие) восстановительного ремонта редуктора Ц4-1000 с учетом выполнения этого ремонта с соблюдением необходимых требований нему, но по его стоимости, определенной в ответе на предыдущий вопрос, гарантировано обеспечены и достигнуты, в том числе после надлежащего монтажа и запуска в производство редуктора Ц4-1000 в качестве привода питателя пластинчатого 2-24-45, являющегося составляющей дробильно-перегрузочной установки (ДПУ);
- отсутствие изменений в конструкции редуктора Ц4-1000, в том числе полное соответствие отремонтированного редуктора сборочному чертежу шифр: 8-87519 СБ (включая соблюдение всех допусков и посадок), высокое качество его материалов (использование тех же новых материалов) и срок его службы как нового изделия;
- функционирование этого редуктора в течение гарантийного срока 24 месяца на уровне соответствующего заводского качества, включая надежность (высокий технический уровень данного оборудования), паспортные технические характеристики, отсутствие поломок и сбоев в его работе (бесперебойная работа), а также производительность питателя пластинчатого 2-24-45 на уровне 590 (600)…1700 м3/час;
- в течение периода 24 месяца гарантийные и минимально допустимые показатели, включая коэффициент технической готовности ДПУ и дробильно-конвейерного комплекса, в который входит ДПУ, в целом, которые указаны в Приложении № 6 – «Гарантийные и минимально допустимые показатели» к договору № 23/58-15 от 17.07.2015, заключенному между ПАО «НКМЗ» (Поставщик) и ОАО «Михайловский ГОК» (Покупатель).
Иллюстрации
Кейс связан со следующими видами экспертиз:
Смотрите также:
Экспертиза №117417
Духовщинский районный суд Смоленской области | Дело №2-12/2022
Аннотация
Судебная товароведческая и оценочная экспертиза по установлению оригинальности шоссейного велосипеда марки Pinarello Dogma F12 DISC и определению стоимости его восстановительного ремонта после дорожно-транспортного происшествия. В ходе проведения экспертизы был осуществлен детальный документальный и сравнительный анализ фотоматериалов и спецификаций, предоставленных в рамках гражданского дела, с целью выявления признаков контрафактности и определения сопоставимых цен на ремонтные работы и запчасти. Применялись методы затратного подхода и сравнения с идентичными аналогами.