Арбитражный суд г. Москвы | Дело №А40-50131/2019
Объект исследования
Объектом данного исследования являлся электронный вариометр модели IVA-81D, функционирующий как индикатор системы предупреждения столкновения самолётов в воздухе (TCAS/VERTICAL SPEED INDICATOR). Этот прибор является критически важным компонентом для обеспечения безопасности полётов, предотвращая риск столкновения воздушных судов путем обнаружения других самолётов, оснащенных аналогичной системой. Согласно стандартам ICAO, система TCAS должна быть установлена на всех воздушных судах тяжелее 5700 кг или сертифицированных для перевозки более 19 пассажиров, для эффективной работы которой необходимо оснащение всех самолётов ответчиками этой системы.
- Электронный вариометр модели IVA-81D (TCAS/VERTICAL SPEED INDICATOR).
- Дубликат паспорта на электронный вариометр модели IVA-81D.
- Материалы судебного дела № А40-50131/19-133-448 за 2019 год.
Город
Цель экспертизы
Целью проведения судебной инженерно-технической экспертизы являлось всестороннее исследование электронного вариометра модели IVA-81D, использовавшегося на борту воздушного судна, с целью определения причин его неисправности. Перед экспертом были поставлены задачи по выявлению характера дефектов, выразившихся в задымлении в полёте и полном отсутствии изображения, а также установлению их происхождения: являлись ли они производственными недостатками самого прибора или явились следствием воздействия иных внешних факторов. Дополнительно требовалось установить наличие любых следов, указывающих на предварительное вскрытие вариометра, подтвердить или опровергнуть факт проведения ремонта после такого вскрытия, и, наконец, оценить общую принципиальную возможность восстановления его работоспособности. Эти вопросы имели ключевое значение для справедливого разрешения судебного спора, поскольку их ответы позволяли чётко разграничить ответственность сторон за выход из строя сложного и дорогостоящего авиационного оборудования. Процесс проведения экспертизы сопровождался значительными сложностями, в частности, из-за ограничения доступа к полному комплекту конструкторской и технологической документации на исследуемый вариометр, что существенно затрудняло детальный анализ его схемотехнических решений и точную идентификацию номиналов отдельных радиоэлементов. Особое внимание уделялось анализу ранее выполненного ремонта прибора, зафиксированного в дубликате паспорта, для оценки его влияния на возникшие повторные неисправности и определения соответствия применённых при этом решений установленным стандартам.
Для эффективного решения поставленных задач эксперты применили комплексный подход, включающий как общие, так и специфические методы исследования. Были проведены детальный визуальный осмотр внешних поверхностей и внутренних компонентов вариометра, тщательная фото-фиксация каждого этапа процесса разборки и обследования, а также рентгенографическое исследование скрытых модулей прибора, позволившее без разрушения оценить их состояние. В работе использовались фундаментальные методы научного познания, такие как диалектический синтез и анализ, последовательные наблюдения, точные измерения, подробное описание обнаруженных аномалий и ретроспективный анализ предшествующих событий, связанных с эксплуатацией и ремонтом прибора. Проводился анализ материалов дела, включая предыдущий акт исследования от 2017 года, который позволил выявить хронические проблемы с надёжностью. При этом учитывались применимые технические условия (ТУ) и общие требования к авиационному оборудованию, а также информация из специализированных авиационных словарей, таких как "Авиационный словарь" В.П. Марасанова. Особое внимание уделялось выявлению потенциальных ошибок схемотехнического проектирования или производственных дефектов, а также несоответствия прибора условиям эксплуатации или наличия усталостных дефектов, накопленных за длительный срок службы и хранения.
Вопросы на исследование
Являются ли дефекты в виде задымления в полёте и отсутствия изображения электронного вариометра (модель IVA-81D), установленного на борту воздушного судна, дефектом производителя указанного изделия или следствием иных причин?
Определить наличие или отсутствие следов, указывающих на вскрытие вариометра. При положительном ответе установить, проводился ли ремонт прибора в результате такого вскрытия?
Имеется ли возможность восстановления работоспособности вариометра?
Иллюстрации
Кейс связан со следующими видами экспертиз:
Смотрите также:
Экспертиза №73776
Дмитровский городской суд Московской области | Дело №2-1616/2019
Аннотация
Вид экспертизы
Экспертиза №73939
Арбитражный суд Московской области | Дело №А41-96814/18
Аннотация
Вид экспертизы
Экспертиза №72591
Арбитражный суд Московской области | Дело №А41-7222/19
Аннотация
Судебная электротехническая экспертиза проводилась для анализа компонентов системы учета электроэнергии, включая испытательную клеммную коробку, электросчетчик и трансформаторы тока. Эксперты исследовали назначение, технические характеристики этих устройств и их место в измерительном комплексе. Особое внимание было уделено вопросам обязательности пломбирования клеммной испытательной коробки и потенциальной возможности вмешательства в систему учета с целью искажения объемов потребляемой электроэнергии при отсутствии надлежащего пломбирования. Исследование проводилось с применением методов изучения специализированной литературы и сопоставления фактических данных с требованиями действующего законодательства и отраслевых стандартов, таких как ПУЭ 7 и Постановление Правительства РФ №442.
Вид экспертизы
Экспертиза №73817
Симоновский районный суд города Москвы | Дело №2-454/19
Аннотация
Вид экспертизы
Экспертиза №71352
Арбитражный суд г. Москвы | Дело №А40-161860/18-105-857
Аннотация
Была проведена комплексная пожарно-техническая экспертиза и экспертиза по установлению объема оказанных услуг (работ). В рамках исследования эксперт детально проанализировал большой объем предоставленной проектной, исполнительной и финансовой документации, относящейся к монтажу и проектированию систем автоматической пожарной сигнализации (АУПС) и систем оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ). Основной задачей было установить соответствие выполненных работ действующим нормативно-правовым актам в области пожарной безопасности и условиям договора. Применялись методы сравнительного анализа документации с требованиями Федеральных законов и Сводов Правил РФ в сфере пожарной безопасности и технического регулирования. Также была предпринята попытка оценки возможности определения стоимости выполненных работ и функциональной работоспособности систем без проведения натурных испытаний.