Арбитражный суд города Москвы | Дело №А40-61093/2022
Объект исследования
Объектом изучения по данной судебной экспертизе являлось лакокрасочное покрытие пассажирских вагонов, в отношении которых возникли спорные вопросы относительно качества и причин возникновения дефектов. Исходно в исковом заявлении фигурировали девятнадцать вагонов, однако в ходе производства экспертизы список актуальных объектов исследования изменился.
В ходе повторного осмотра было установлено, что некоторые из вагонов были перекрашены, что сделало их дальнейшее исследование нецелесообразным или невозможным. Основное внимание экспертов было сосредоточено на фиксации и анализе дефектов лакокрасочного покрытия, таких как сколы, вспучивания, отслоения, шагрень, а также очагов коррозии металла, особенно в местах сварных швов и повышенных механических нагрузок, например, на рамках суфле. Вагоны, согласно предоставленным паспортам, были изготовлены из нержавеющей стали.
Перечень объектов, подвергшихся исследованию или упомянутых в материалах дела:
- Пассажирский вагон №02422772 (обнаружены сколы, вспучивания и отслоение лакокрасочного покрытия)
- Пассажирский вагон №02424125 (обнаружены вспучивания и отслоения лакокрасочного покрытия, закрашенные сколы)
- Пассажирский вагон №02422129 (обнаружено повсеместное отслаивание и вздутие лакокрасочного покрытия)
- Пассажирский вагон №02416089 (обнаружено вспучивание, отслоение лакокрасочного покрытия и коррозия металла)
- Пассажирский вагон №07825235 (обнаружены шагрень, вздутие, отслоение лакокрасочного покрытия)
- Пассажирский вагон №07825292 (обнаружены коррозия, шагрень, вздутие лакокрасочного покрытия)
- Пассажирский вагон №02421204 (обнаружены шагрень, вспучивание, отслоение лакокрасочного покрытия)
- Пассажирский вагон №02410751 (обнаружены следы коррозии и шагрень на рамке суфле, потеки краски, следы краски на ручке входной двери)
- Пассажирский вагон №02411148 (обнаружены следы коррозии входной площадки, потеки краски)
- Пассажирский вагон №02415344 (обнаружена единичная точка коррозии на герметичном стыке боковой стены)
- Пассажирский вагон №02410991 (нарушение целостности лакокрасочного покрытия ручек входных дверей)
- Пассажирский вагон №02411924 (обнаружено вспучивание и отслоение лакокрасочного покрытия)
- Пассажирский вагон №02416329 (обнаружены шагрень, отслоение лакокрасочного покрытия)
- Пассажирский вагон №02407666 (обнаружены шагрень, вздутие, отслоение лакокрасочного покрытия, следы красной краски)
- Пассажирский вагон №02406247 (обнаружены шагрень и отслоение лакокрасочного покрытия)
- Пассажирский вагон №02410827 (обнаружены отслоение лакокрасочного покрытия, шагрень, коррозия, потеки краски)
- Пассажирский вагон №02416311 (обнаружено вспучивание и отслоение лакокрасочного покрытия)
- Пассажирский вагон №02417350 (обнаружено повреждение лакокрасочного покрытия)
Город
Цель экспертизы
Целью проведения данной комплексной дополнительной химической и материаловедческой экспертизы было всестороннее изучение лакокрасочного покрытия (ЛКП) пассажирских вагонов для установления причин обнаруженных дефектов и определения соответствия выполненных работ нормативным требованиям. В ходе исследования эксперты стремились выяснить, каким образом выявленные недостатки соотносятся с положениями профильных документов, таких как регламенты взаимодействия, а также типовые технологические процессы окрашивания пассажирских вагонов (ТП-ЦЛПВ-33\4-2008, ТП-ЦЛПВ-33\6-2020, ТП-ЦЛПВ-33/3), регулирующие использование лакокрасочных материалов различных типов и сроков службы. Особое внимание уделялось анализу конструктивных особенностей кузова вагонов и их возможному влиянию на образование коррозии в скрытых полостях, ставилась задача определить, связаны ли дефекты с нарушением технологического процесса окрашивания и к чьей компетенции относятся выявленные повреждения.
Процесс исследования включал детальный анализ предоставленной судом документации, в том числе искового заявления, результатов предыдущей экспертизы №607/22, а также нормативно-технической литературы, включая ГОСТы (ГОСТ 9.407-2015, ГОСТ 5227-68, ГОСТ 9.908-85, ГОСТ 15467-79, ГОСТ 28246-2006, ГОСТ 9.072-77, ГОСТ 9.032-74, ГОСТ Р 54893-2012) и типовые технологические процессы. Значимым нюансом при производстве экспертизы стал запрет на применение разрушающих методов исследования, что потребовало использования исключительно неинвазивных подходов. Эксперты проводили визуальный осмотр вагонов, фиксируя дефекты и сопоставляя их с требованиями стандартов. Основной задачей было установить причины разрушения ЛКП – являются ли они эксплуатационными, производственными дефектами, возникшими в процессе нанесения покрытия, или имеют иную природу, а также определить причины возникновения коррозии металла кузовов вагонов и оценить достижение надлежащей антикоррозийной защиты в процессе окраски для дальнейшей эксплуатации.
Вопросы на исследование
Как выявленные дефекты соотносятся с требованиями профильных документов, в частности:
- Регламент взаимодействия пассажирских вагонных депо со структурными подразделениями Исполнителя;
- Типовой технологический процесс окрашивания пассажирских вагонов с использованием лакокрасочных материалов повышенной долговечности ТП-ЦЛПВ-33\4-2008;
- Типовой технологический процесс окрашивания пассажирских вагонов с использованием лакокрасочных материалов повышенной долговечности ТП-ЦЛПВ-33\6-2020;
- Типовой технологический процесс окрашивания пассажирских вагонов со сроком службы покрытия в эксплуатации не менее 3-х лет ТП-ЦЛПВ-33/3 (для работ по покраске, выполненных с использованием алкидных лакокрасочных материалов).
Как выявленные дефекты соотносятся с конструктивными особенностями кузова вагона (образование коррозии в скрытых полостях).
Нарушение каких требований технологического процесса окрашивания и кем (Заказчиком или Исполнителем) привело к образованию дефектов.
Определить причины разрушения лакокрасочного покрытия пассажирских вагонов: в процессе эксплуатации, производственный дефект, возникший в процессе нанесения ЛКП при окраске вагонов или иное?
Определить причины возникновения коррозии металла кузовов пассажирских вагонов: в процессе эксплуатации, производственный дефект, возникший в процессе нанесения ЛКП при окраске вагонов или иное?
Определить расположение очагов возникновения и распространения коррозии металла кузовов пассажирских вагонов, указанных в исковом заявлении?
Достигнута ли надлежащая антикоррозийная защита в процессе окраски вагонов для последующей эксплуатации?
Являются ли выявленные недостатки (дефекты) ЛКП эксплуатационными или возникли в следствии ненадлежащего исполнения договора?
Иллюстрации
Кейс связан со следующими видами экспертиз:
Смотрите также:
Экспертиза №150557
Арбитражный суд города Москвы | Дело №А40-189663/2023
Аннотация
Вид экспертизы
Экспертиза №142285
Арбитражный суд Московской области | Дело №А41-31971/2023
Аннотация
Вид экспертизы
Экспертиза №149813
Арбитражный суд Красноярского края | Дело №А33-9366/2021
Аннотация
Повторная судебная строительно-техническая экспертиза и экспертиза проектной документации, проведенная в Арбитражном суде Красноярского края, была направлена на комплексную оценку соответствия проектной и рабочей документации объекта «Оснащение дымовых труб системой автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ» условиям договора подряда, техническому заданию и действующим нормативным требованиям. В рамках исследования экспертами были применены логические (анализ, синтез) и эмпирические (сопоставление) методы, что позволило выявить существенные недостатки в оформлении и содержании документации. Особое внимание уделялось проверке соблюдения ГОСТов, СП и требований Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Также была дана оценка замечаниям, предъявленным заказчиком, для определения их обоснованности и существенности, что имело ключевое значение для решения о необходимости доработки представленных проектно-сметных материалов.