Арбитражный суд Московской области | Дело №А41-53773/2017
Объект исследования
Объектами исследования выступали грузовые вагоны различных типов, указанные в рекламационных актах. Эти вагоны представляют собой специализированные единицы железнодорожного подвижного состава, предназначенные для транспортировки различных грузов. Экспертиза сосредоточена на механизмах и компонентах, функционирование которых является критически важным для обеспечения безопасности и надежности железнодорожных перевозок.
В ходе исследования были рассмотрены следующие типы грузовых вагонов:
- Вагоны-цистерны: Предназначены для перевозки жидкостей, таких как нефть, химически-активные вещества, сжиженный газ, вода, а также сыпучих продуктов, например, муки и цемента. Конструкция цистерн включает цилиндрическую обечайку и днища, а также систему крепления котла к раме.
- Полувагоны: Грузовые открытые вагоны с высокими бортами, обычно без крыши, предназначенные для перевозки навалочных грузов (руда, уголь, лесоматериалы) и контейнеров. Их конструкция обеспечивает удобство погрузки и выгрузки.
- Крытые вагоны: Цельнометаллические вагоны с уширенными дверными проемами, используемые для перевозки штучных, зерновых и других грузов, требующих защиты от атмосферных осадков.
Основные характеристики крытого вагона, аналогичные исследуемым, включают:
- Грузоподъемность: 68 тонн
- Масса тары вагона: 26 тонн
- Внутренние размеры вагона (длина/ширина/высота): 16080 мм / 2770 мм / 3050 мм
- Объем кузова до уровня люков: 138 м³
- Размеры дверного проема (ширина/высота): 3973 мм / 2717 мм
- База вагона: 12240 мм
- Длина по осям сцепления автосцепок: 16970 мм
- Длина по концевым балкам рамы: 15750 мм
- Ширина максимальная: 3266 мм
- Высота от уровня головок рельсов (максимальная): 4688 мм
- Высота от уровня головок рельсов (до уровня пола): 1286 мм
- Высота от уровня головок рельсов (до оси автосцепки): 1040-1080 мм
- Количество осей: 4 штуки
В рамках экспертизы анализировались также ключевые узлы и механизмы вагонов, такие как автосцепки, поглощающие аппараты, запасные резервуары тормозной системы, колесные пары, буксовые узлы с подшипниками, рессорные комплекты, боковые рамы тележек, элементы сливного прибора, лестницы, подножки, поручни и пятниковые узлы.
Объекты исследования, перечисленные в рекламационных актах, имели номера: 73989865, 73708687, 61347258, 61273736, 61273637, 61055687, 73010415, 73967812, 57240798, 57099145, 61045530, 61051512, 61053104, 61757282, 73009037, 73642589, 74918905, 74956921, 61330387, 61654703, 73992703, 61326443, 61330627, 61425823, 73616989, 61407060, 61173027, 57066219, 61267662, 61040903, 61201778, 57100653, 61258950, 73650780, 61205159, 65343386, 65313710, 61336053, 61410205, 61039368, 61714662, 61414140, 61038782, 61427951, 61325130, 73010142, 61344289, 57237828, 61276820, 61338737.
Город
Цель экспертизы
Основной целью данной судебной инженерно-технической экспертизы являлось предоставление объективного и всестороннего анализа неисправностей (дефектов) в грузовых вагонах, сфокусированного на определении характера их возникновения — являются ли они производственными или эксплуатационными. Экспертиза была направлена на углубленное изучение механизмов повреждений автосцепок, поглощающих аппаратов, пневматических систем, колесных пар, буксовых узлов, рессорных комплектов и других критически важных элементов подвижного состава. Процесс исследования включал детализированный анализ документации, представленной в материалах дела, что позволило выявить значимые нюансы, связанные с технологическими процессами изготовления, этапами контроля качества, а также условиями последующей эксплуатации вагонов. Сложность работы заключалась в необходимости ретроспективного определения причинно-следственных связей на основе доступных данных, часто фрагментарных, и дифференциации между скрытыми производственными дефектами, проявившимися в ходе эксплуатации, и повреждениями, возникшими вследствие нарушений правил технического обслуживания или использования.
Для достижения поставленных целей экспертами применялся комплексный подход, включающий теоретический анализ данных, полученных из материалов дела, а также использование научно-технических и нормативно-правовых источников информации. Особое внимание уделялось действующим ГОСТам, техническим условиям (ТУ) и прочим нормативно-правовым актам, регламентирующим требования к проектированию, производству и технической эксплуатации железнодорожных грузовых вагонов. Проводилось детальное изучение конструктивных особенностей различных узлов и агрегатов, а также типичных для них видов неисправностей. В процессе работы были задействованы методики, позволяющие не только идентифицировать дефекты, такие как визуальный осмотр, но и классифицировать их по происхождению. Преодоление сложностей включало анализ взаимодействия многочисленных компонентов в условиях высоких нагрузок и динамических воздействий, присущих железнодорожному транспорту, а также оценку соответствия качества сборки и применяемых материалов установленным отраслевым стандартам. Экспертное исследование было направлено на создание полной и аргументированной картины возникновения дефектов, необходимой для обоснованного разрешения судебного спора.
Вопросы на исследование
- Какой характер носят указанные в рекламационных актах выявленные неисправности (дефекты) грузовых вагонов – производственных или эксплуатационный?
- Какие факторы повлияли на возникновение выявленных неисправностей (дефектов) грузовых вагонов?