Московский областной суд | Дело №33-36149/2018
Объект исследования
Объектом настоящей экспертизы являлся светофорный объект, расположенный на значительном участке федеральной автотрассы, а также его управляющий элемент – дорожный контроллер. Эти компоненты регулируют движение транспорта и пешеходов на данном перекрестке. В ходе исследования были выявлены особенности, повлиявшие на проведение экспертизы и общую оценку технического состояния.
Во время осмотра было установлено, что информационная бирка («шильд») на корпусе дорожного контроллера была закрашена, что затруднило его непосредственную идентификацию. Также экспертами было обнаружено, что перемычки между точками 1 и 2 на платах модулей управления лампами (МУЛ 1-5) не были удалены, что не соответствует Руководству по эксплуатации ЦАКТ.468219.003РЭ при использовании светодиодных светофорных секций с номинальной мощностью менее 24 Вт. Кроме того, было отмечено отсутствие заземляющего провода и главной заземляющей шины, а монтаж силового и коммутационных кабелей на вводе в корпус дорожного контроллера выполнен с нарушениями требований Правил устройства электроустановок (ПУЭ). Кабель электропитания дорожного контроллера имел следы перегрева и оплавления изоляции фазного провода. Наличие контура заземления не удалось установить из-за высокого снежного покрова на момент осмотра.
Перечень и основные характеристики объектов исследования:
- Светофорный объект:
- Расположение: Автомобильная дорога М-10 «Россия» Москва – Тверь – Великий Новгород – Санкт-Петербург, км. 85 – 200, пересечение с ул. Чайковского.
- Тип: Оборудован светодиодными источниками света (ИС) производства АО «Протон».
- История: Реконструирован в период с 01.04.2015 по 14.08.2015 в рамках Государственного контракта №083-2014 от 13.10.2014.
- Функциональное состояние на момент осмотра: Штатное, регулирование движения транспорта и пешеходов происходило во всех заданных направлениях.
- Дорожный контроллер ЦАКТ.468219.003:
- Производитель: ОАО "Электромеханика", г. Пенза.
- Особенности: Информационная бирка на корпусе закрашена, что затруднило идентификацию.
- Характеристики: Предназначен для управления светофорным объектом, имеет различные режимы работы, включая "ПУ" (программное управление) и "ЖМ" (желтое мигание).
Город
Адрес
Цель экспертизы
Основной целью проведения данной электротехнической экспертизы являлось всестороннее исследование функционирования светофорного объекта и его управляющего дорожного контроллера для установления технических условий работы системы и определения факторов, влияющих на ее работоспособность в критических режимах. Экспертам предстояло глубоко проанализировать причины, по которым переход светофорного объекта в режим "желтого мигания" по всем направлениям движения мог быть невозможен, а также оценить, возникали ли такие условия в определенную дату, связанную с дорожно-транспортным происшествием. Эта задача требовала детального изучения как аппаратной части светофорного объекта, так и программно-логических аспектов его работы, включая соответствие применяемых решений действующим нормативным актам и технической документации. Особое внимание уделялось потенциальным причинам возникновения неисправностей, таким как короткие замыкания в системе электроснабжения или возможные конструктивные изменения после передачи объекта на обслуживание. Для выполнения поставленных задач были применены методы визуального осмотра на объекте, что позволило получить непосредственные данные о текущем состоянии оборудования, его монтаже и эксплуатационных особенностях. Этот этап включал обследование всех доступных элементов светофорного объекта, включая визуальную фиксацию текущей индикации светофоров и состояния дорожного контроллера. Также проводился анализ и сопоставление представленной технической документации с фактическим состоянием оборудования. Электрические системы управления дорожным движением являются сложными комплексами, где малейшее отклонение от норм проектирования, монтажа или эксплуатации может привести к критическим сбоям, что подчеркивает значимость тщательного и комплексного подхода в данном исследовании.
В процессе экспертного исследования активно использовались нормативно-технические документы, такие как ГОСТы и Правила устройства электроустановок (ПУЭ), регламентирующие требования к дорожным светофорам, их оборудованию и электромонтажу. Эксперты внимательно изучали положения ГОСТ 34.401-90, ГОСТ Р 52282-2004, ГОСТ Р 52289-2004, а также специфическое Руководство по эксплуатации дорожного контроллера ЦАКТ.468219.003РЭ. Это позволило сопоставить выявленные в ходе осмотра особенности со стандартами и определить потенциальные отклонения. Среди значительных нюансов, которые были преодолены экспертами, следует отметить затруднения с идентификацией дорожного контроллера из-за закрашенной информационной бирки, что потребовало дополнительной работы по установлению его модели и характеристик по косвенным признакам и документации. Кроме того, оценка состояния контура заземления была осложнена высоким снежным покровом, что является типичной проблемой при проведении выездных исследований в зимний период и потребовало учета возможных ограничений. Было проведено исследование состояния модулей управления лампами, обращая внимание на наличие или отсутствие перемычек, что критично для работы светодиодных светофоров. Особую сложность представляла оценка влияния повреждений кабеля электропитания, в том числе следов перегрева и оплавления изоляции фазного провода, на общую работоспособность и возможность возникновения коротких замыканий. Каждый шаг исследования осуществлялся с учетом необходимости обеспечения безопасности дорожного движения, что подтверждается привлечением сотрудников ДПС при отключении электропитания объекта. Все эти этапы были направлены на формирование полного и объективного представления о состоянии светофорного объекта и его способности выполнять заданные функции.
Вопросы на исследование
- При создании каких технических условий невозможен переход светофорного объекта в режим «желтое мигание» одновременно по всем направлениям движения?
- Возникли ли в день дорожно-транспортного происшествия 26.12.2016 года или были созданы технические условия при которых переход светофорного объекта по адресу: Автомобильная дорога М-10 «Россия» Москва- Тверь- Великий Новгород- Санкт-Петербург км. 85 - 200 в режим «желтое мигание» одновременно по всем направлениям движения стал невозможен?
- Что могло стать причиной возникновения технических условий, при которых переход указанного светофорного объекта в режим «желтое мигание» одновременно по всем направлениям движения стал невозможен? Является ли короткое замыкание в проводе электроснабжения такой причиной?
- Возможно ли отключение «желтое мигание» в «ручном режиме» и было ли отключено «желтое мигание» 29.12.2016 года в момент ДТП?
- Были ли внесены конструктивные изменения в схему подключения светофорного объекта по адресу: Автомобильная дорога М-10 «Россия» Москва- Тверь- Великий Новгород- Санкт-Петербург км. 85 – 200 после передачи светофорного объекта на обслуживание, если да, то какие и как они могли повлиять на работу светофорного объекта?
- Соответствовал ли указанный светофорный объект, переданный на обслуживание, Руководству по эксплуатации на 29.12.2016 года в момент ДТП?
- Имеет ли контролер светофорного объекта блок памяти неисправностей и возможно ли было получить из него информацию 29.12.2016 года? Если да, то возможно ли сейчас?