Арбитражный суд города Москвы | Дело №А40-195883/2019
Объект исследования
В рамках комплексной строительно-технической и патентоведческой экспертизы были исследованы патент на полезную модель и проектная документация, относящиеся к автодорожной инфраструктуре.
-
Патент на полезную модель №111142:
- Название: Модифицированный мостовой подход платного автодорожного путепровода.
- Дата начала отсчета срока действия патента: 19 августа 2011 г.
- Патентообладатель: Организация - юридическое лицо.
- Авторы: Лица, указанные в патенте, без персональных данных.
- Основные характеристики: Патент содержит 10 пунктов формулы, описывающих конструктивные особенности мостового подхода для размещения пункта взимания платы (ПВП). Особенности включают расположение ПВП на дополнительном участке насыпи земляного полотна дороги с уширением проезжей части, между подошвой спуска и пролетным строением, с определенными уклонами и соотношением длин участков. Целью полезной модели является снижение высоты и объема насыпи, минимизация площади застройки, повышение безопасности дорожного движения, снижение аварийности и улучшение экологических показателей при строительстве и эксплуатации платных автодорожных путепроводов, особенно в стесненных условиях городской застройки.
-
Проектная документация:
- Название объекта строительства: «Строительство автодорожного путепровода общего пользования с мостовым подходом, модифицированным для размещения пункта взимания платы, через ж/д вблизи переезда с примыканием к а/д № 61 ОПРЗ 61 К-009 «Ряжск-Касимов-Нижний Новгород» «Строительство подъездной дороги общего пользования от ад 61 ОПРЗ 61 К-009 «Ряжск-Касимов-Нижний Новгород» до улицы Кольцова» (в Рязанской области).
- Формат предоставления: Документы на цифровом носителе (1 диск).
- Основные характеристики: Документация содержит разделы, описывающие термины и определения, технологические и конструктивные решения линейного объекта (автомобильная дорога), а также составы насыпей и конструкцию путепровода через железную дорогу. Включает детали проектирования, касающиеся уклонов (до 10%), материалов и объемов работ.
Город
Цель экспертизы
Центральной целью данной комплексной экспертизы было установление факта использования каждого отдельного признака полезной модели, защищенной патентом №111142, в проектной документации для строительства значимого инфраструктурного объекта. Задача требовала досконального сравнительного анализа всех технических характеристик и формулировок, изложенных в описании патента, со всей полнотой инженерных решений, представленных в проектных материалах по возведению автодорожного путепровода. Это включало изучение его модифицированного мостового подхода, ключевой особенностью которого является интегрированное размещение пункта взимания платы. Основная сложность заключалась в необходимости детальной проверки соответствия каждого заявленного в патенте конструктивного элемента — от уклонов и ширины проезжей части до общего расположения ПВП на спуске мостового подхода — с документально подтвержденными проектными решениями. Эксперты столкнулись с вызовом интерпретации высокоспециализированной терминологии и схем из двух разных областей — патентного права и современной дорожно-строительной инженерии, стремясь к максимально точному сопоставлению. Исследование ставило своей целью дать однозначный ответ относительно применения запатентованных технических решений в реальном проектном цикле.
Для достижения этих целей эксперты применяли метод сравнительного анализа, систематически исследуя текстовые описания, чертежи, графические схемы и определения, представленные как в патентном документе, так и в проектной документации. Значительные нюансы исследования были связаны с необходимостью глубокого понимания как независимых, так и зависимых пунктов формулы полезной модели, которые содержали строгие параметры для проектирования мостового подхода, включая допустимые углы наклона, зоны расширения проезжих частей для ПВП, а также критерии безопасности. Было критически важно подтвердить, что проектные решения полностью соответствуют этим детализированным требованиям, поскольку даже незначительные отклонения могли повлиять на заключение об использовании патентного решения. В процессе работы осуществлялась сверка с различными нормативно-техническими документами, регламентирующими дорожно-строительную деятельность. Среди них были Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», положения части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, ГОСТ 33179-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Изыскания мостов и путепроводов. Общие требования», Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», а также ряд сводов правил (СП 48.13330.2011, СП 49.13330.2010) и строительных норм и правил (СНиП 12-04-2002, СНиП 1.04.03-85, СНиП 2.05.02-85) и санитарных правил (СанПиН 2.2.3.1384-03, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01). Эти стандарты служили основой для валидации технических решений проекта, учитывая безопасность, экономическую эффективность и экологические аспекты строительства в условиях густонаселенных территорий и сложной транспортной инфраструктуры.
Вопросы на исследование
Использовался ли в проектной документации по объекту «Строительство автодорожного путепровода общего пользования с мостовым подходом, модифицированным для размещения пункта взимания платы, через ж/д вблизи переезда с примыканием к а/д № 61 ОПРЗ 61 К-009 «Ряжск-Касимов-Нижний Новгород» «Строительство подъездной дороги общего пользования от ад 61 ОПРЗ 61 К-009 «Ряжск-Касимов-Нижний Новгород» до улицы Кольцова в Рязанской области» каждый признак полезной модели, охраняемой патентом №111142, приведенный в независимом пункте, содержащейся в патенте формулы полезной модели?
Иллюстрации
Кейс связан со следующими видами экспертиз:
- Инженерно-техническая экспертиза
- Строительная экспертиза
- Экспертиза объектов интеллектуальной собственности